Культура

10:58, 16 октября 2019

В музей – за ростками любви

Людмила ИВАНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Сегодня многие учителя отмечают, что современные дети увлекаются только общением в соцсетях, а школьные предметы для них скучны, что уж говорить о музеях и краеведении!
Но в чем же тогда секрет педагогов, которые ходят с ребятами на экскурсии, лазают с ними по старинным башням, сравнивают архитектуру исторических зданий, обсуждают события вековой давности?

Багаж из детства
Сотрудница Центра детского творчества Привокзального округа Тулы Мария Вячеславовна Шишкина знает по своему опыту, что дети обязательно откликнутся на новое, если оно будет интересным.
– Те мальчишки и девчонки, с которыми я занимаюсь, и сами интересуются краеведением, и родителям рассказывают, а бывает – приводят на экскурсии взрослых, чтобы вместе пройтись по городу. В нашем центре я веду сразу несколько кружков. К примеру, когда мы занимаемся бисероплетением, я рассказываю что-то интересное об истории рукоделия, о людях, которые им увлекались. Таким вот образом «сею» интерес к прошлому, к истории родного края. И спустя время, когда я предлагаю записаться в кружок краеведения, благодатная почва уже подготовлена. Но мало просто ходить по городу. Надо активно впитывать и делиться. Поэтому наши ученики участвуют в различных мероприятиях, олимпиадах.
Кроме того, в занятиях по крае­ведению есть и духовная составляющая. Сам русский менталитет предполагает знание своей истории, уважение к прошлому. И после занятий в кружке школьники с одинаковым удовольствием отмечают Рождество или День Победы, потому что оба праздника им близки и понятны. Согласитесь, чем больше мы о чем-то знаем, тем трепетнее к этому относимся. А ведь среди туляков всегда было много интереснейших личностей, совершавших поступки, достойные подражания! Они строили больницы, сажали парки, прославляли наш край рукотворными изделиями – одним словом, любили свою землю.
Вполне логично, что подростки тоже начинают любить – свой город, свою малую родину. Имея весомый багаж знаний по краеведению, эти ребята поступают на исторический факультет, идут работать в школы и музеи. Но даже если их будущая профессия будет далека от этого, полученные сведения не окажутся лишними. Научившись любить прошлое, они понесут это чувство в свои семьи, будут патриотами своей страны…
О лечебных экскурсиях,
и не только
Ведущий специалист Дома-музея Вересаева Оксана Александровна Казакова абсолютно уверена, что прививка настоящей любви к прекрасному может быть частью музейной терапии.
Сам Викентий Вересаев, знаемый нами как писатель, переводчик и литературовед, был еще и отличным педагогом и психологом. Он необычайно чувствовал детей, уже тогда успешно пользовался сказкотерапией, а семья Вересаева имела целый кладезь традиций, которые много позже воплотились в музейно-педагогических программах, а их участниками стали не только школьники, но и воспитанники детских садов.
В настоящее время сотрудники дома-музея часто сами выезжают в дошкольные учреждения, строя свою работу на принципе цикличности. То есть, если сегодня малыши узнали нечто новое, завтра, уже вместе с воспитателями, они вспомнят пока еще непривычные слова, услышанные накануне, а потом нарисуют иллюстрацию по своим впечатлениям.
– Наш литературный музей – единственный в городе. Когда я попала туда на работу, мне показалось, что он отпугивает детей своей академичностью, излишней взрослостью, – поделилась с нами Оксана Казакова. – А ведь мамой Викентия Вересаева в этом здании когда-то был организован первый в Туле детский сад! И мы постепенно вернули в дом веселые праздники, стали больше рассказывать о детстве писателя, устраивать сказочные балы.
В музей часто приходят учащиеся младших классов, а потом пишут небольшой отзыв. Одной из школьниц запомнился эпизод из жизни Вересаева, когда он, будучи ребенком, влюбился в девочку и хотел обменяться с ней фотографиями. Но отец этого не позволил, и тогда дети передали друг другу локоны волос. Современная школьница была потрясена этим поступком, а в своем отзыве написала, что «папа Вересаева был слишком строг и детям пришлось обменяться клоками волос».
Впрочем, комичность этой истории только доказывает, как не хватает современному обществу культурных знаний. Этим вопросом озаботились тульские музейщики, и совсем недавно в столице оружейников, в музейно-выставочном комплексе Тульского кремля состоялся первый в своем роде научно-практический семинар по музейной педагогике «Музей и дети. Актуальные практики».
Мероприятие стало площадкой для обмена опытом. Инициаторами семинара стали сотрудники Тульского музея изобразительных искусств, собрав в атриуме гостей из Тулы, Орла, Рязани, Москвы, Серпухова, Тамбова, Брянска и Белгорода.
В рамках семинара работали две секции. Первая, «Диалог профессионалов», позволила сотрудникам музеев поделиться различными практиками взаимодействия с малышами и посетителями школьного возраста.
А вторая, под названием «Музей как образовательный ресурс», помогла состояться беседе о том, как урок вне класса может стать началом для самостоятельного изучения произведений искусства среди школьников.

Задача
федерального значения
Приветствуя участников мероприятия, министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина подчеркнула особую важность их взаимодействия, возможность поделиться передовыми наработками.
Задача развития музейной педагогики поставлена и на федеральном уровне. Правительство России реализует различные программы, для того чтобы российские школьники как можно больше посещали учреждения культуры – театры, музеи, филармонии, библиотеки. Особое значение уделяется музеям. Президент страны Владимир Путин неоднократно говорил о том, чтобы преподаватели и музейные работники «двигались навстречу друг другу». И в нашем регионе уже имеется положительный опыт данных начинаний.
Тульский музей изобразительных искусств, отмечающий в этом году 100-летие, активно развивается. В 2018 году по инициативе и при поддержке губернатора Алексея Дюмина здесь провели капитальный ремонт, установили современное оборудование. И сегодня это не только место хранения и экспонирования предметов искусства, но и площадка для полноценного досуга и самообразования.
Музейно-педагогические программы в Туле начали реализовываться в детских садах и школах с 1994 года, когда Тульский музей изобразительных искусств начал работать с программами «Мы входим в мир музея» и «Здравствуй, музей!», разработанными Российским центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. Программы были адаптированы под коллекцию и возможности музея, занятия успешно проходили в детских садах и школах Тулы. Ведущая роль в становлении музейной педагогики в Туле принадлежит научному сотруднику Тульского музея изобразительных искусств Людмиле Григорьевне Сушко. Музей регулярно участвовал в музейно-педагогических семинарах и конференциях как в Туле, так и Санкт-Петербурге. В 2006–2008 годах музей стал участником международного научно-исследовательского проекта «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока», инициатором которого был Государственный Русский музей. В 2006 году музейные сотрудники участвовали в организованном Министерством культуры Российской Федерации, Президентским центром Б. Н. Ельцина и Союзом музеев России благотворительном проекте «Музей. Музыка. Дети».
В 2004 году в музее была создана студия эстетического развития «Кругоцвет», которая продолжила традицию музейных занятий, проводившихся еще с конца 1970-х годов. Сегодня в студии занимаются 130 детей в 11 возрастных группах. Педагоги разрабатывают авторские циклы занятий, знакомящие детей с историей искусства и культурой различных народов, мифологией и языком изобразительного искусства. Каждое занятие – это увлекательное открытие и, конечно же, творчество! Одно из главных событий в жизни студии – итоговая выставка, на которой представлены работы каждого ребенка. 18 октября в Выставочном зале Тулы откроется такая выставка. В ней также примут участие и работы не только этого года.
Также Татьяна Рыбкина напомнила, что с 1 по 31 октября музей принимает участие во Всероссийской культурно-просветительской акции «Культурный марафон». Для школьников уроки «Культурного марафона» в музее проходят в рамках проекта «Культурный норматив». Тульская область вошла в число пилотных регионов для апробации норматива в рамках на­цио­наль­ных проектов «Культура» и «Образование».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Приручить дракона

14 октября, 16:54

Городок

14 октября, 16:53

Дом с историей

14 октября, 16:47