Культура

00:00, 21 октября 2017

«В него можно влюбиться насмерть!»

Так когда-то охарактеризовала актриса Светлана Крючкова своего коллегу Сергея Шакурова. Емкую фразу не могли не вспомнить на торжественной церемонии открытия XVIII открытого российского кинофестиваля «Улыбнись, Россия!», когда этому артисту вручали награду «За вклад в комедию».

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

В поздравлении были прописаны слова: «За сплав из мужества и юмора, таланта блеск неповторимый спасибо вам, ­Сергей Каюмович, актер народный и любимый!»
– Очень люблю смотреть комедии и сниматься в них, – рассказал актер в беседе. – Так вышло, что уже одна из первых ролей в ленте «Разбудите Мухина!» у меня была в юмористическом ключе. Потом последовали работы в лентах «Рецепт ее молодости», «Веселая хроника опасного путешествия» и детектив каменного века «Две стрелы», где мы снимались у Аллы Ильиничны Суриковой вместе с Николаем Караченцовым, ведущими сегодняшней торжественной церемонии открытия фестиваля – Ольгой Кабо и Александром Кузнецовым…
– ­Сергей Каюмович, с каким настроением вы приехали на фестиваль? Тула улыбнулась вам?
– Конечно, и я ехал сюда с радостью: Тула – часть киношной территории, здесь снималась масса картин, в частности – лента Вадима Абдрашитова «Парад планет», где я сыграл роль мясника Султана. Так что место для фестиваля выбрано удачно: ваш город – словно павильон Мосфильма.
И это – один из древних русских городов, со старинными храмами, прекрасной природой…
А фестиваль комедии – уникальный праздник, и актеры должны нести это праздничное настроение – с собой, а потом щедро разделить его между всеми, чтобы и в зале, и на сцене люди улыбались.
– У вас есть свои секреты, как поднимать настроение?
– Конечно есть: это русская сатирическая литература.
– В фильме «Две стрелы» вы сыграли роль Ходока, но, как сейчас сказала Алла Сурикова, «не к Ленину, а по женщинам»…
– Это был образ, специально сочиненный Аллой Ильиничной, я придумал для него особую пластику, походку. И мне пришлось все режиссерские идеи воплощать вместе с моей партнершей Наташей Гундаревой…
Фильм снимался в Гаграх, в разгар «мандаринового» сезона», и мы ничего, кроме этих фруктов, не ели: на первое, на второе и третье были мандарины, и на ночь – то же блюдо. Даже сейчас, когда говорю о съемках, мне вспоминается запах мандаринов, ими тогда пропахла вся съемочная площадка. А еще с этого фильма началась наша долголетняя дружба с Леонидом Исааковичем Ярмольником, который там тоже снимался.
– Как, по-вашему, фестивали кино нужны сегодня?
– Не просто нужны – необходимы: мы свою жизнь «закомпьютерили». В кафе, в транспорте посмотришь – даже взрослые люди, умудренные жизнью, сидят, уткнувшись в экран, я уж не говорю о молодежи, которая буквально живет в интернете. Они в сетях круглосуточно общаются, там же смотрят кино, но лучше все-таки это делать в кинотеатре – чувствуя реакцию других людей, не ощущая одиночества. Если картина проблемная – ты не один сидишь и в себе копаешься, а уж тем более, если она комедийная – идет цепная реакция на смех: один так не посмеешься.
– У вас четко прослеживается любовь к костюмным ролям и историческим персонажам. Это не случайно?
– Не случайно. Это моя, как говорят теперь, фишка. Да и с про­фес­сио­наль­ной точки зрения над исторической ролью работать интереснее: больше риска, больше напряжения, больше азарта.
А когда получаешь роль современника, то просто играешь самого себя в предлагаемых обстоятельствах. Или подсмотришь типаж на улице и тащишь его в кадр. Это, на мой взгляд, не так интересно… А Меньшикова – попробуй-ка сыграй! Где его образ подсмотришь?
– Недавно по одному из каналов показывали «Визит к Минотавру» – серьезный фильм, с детективным уклоном, как и большинство ваших ролей.
– Да, интересно работать, когда есть серьезный психологический рисунок и надо разбирать его, как шараду, – почему человек так поступил, что он в тот момент подумал. А в жизни комедий не хватает! Проблем в мире накопилось много, и у сценаристов разлетается «вектор внимания»: описывают самые свежие события, а их все больше, больше.
Сейчас у нас – Год экологии, и эта тема актуальна как никогда, кино про охрану окружающей среды снимают, мультик вышел «Экологическая корова»… А о таких вроде бы простых, земных вещах, как отношения детей и родителей, общение в семье, – словно все забыли.
А сегодня как раз и нужны мелодрамы, житейские истории – смешные и не очень, но обязательно душевные. Русский человек по природе своей очень добрый, отзывчивый, тонкий, и потому ему нужны такие ленты, а не жестокие боевики.
– Как сказала на пресс-кон­фе­ре­нции Алла Сурикова – «где взрывы и убийства на каждом шагу и кровь рекой течет с экрана». Но какая тема беспроигрышно сработает во все времена?
– Вечные темы: любовь, обращение к совести, достоинству – как писал Окуджава, «вот – святое наше воинство, протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь…». Ни одного человека это не оставит равнодушным, об этом и следует разговаривать со зрителем.
– От чего получаете удовольствие?
– От жизни: от созерцания реки, природы, рыбалки, от охоты. В большой теннис играю.
– А какие фильмы смотрите для души?
– Недавно посмотрел еще раз «Берегись автомобиля!»: картину, которая снята больше сорока лет назад, но оторваться невозможно, особенно, когда герой Иннокентия Смоктуновского в своем монологе обличает тех, кто ворует…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему