Рекламный баннер.

Культура

15:11, 21 июня 2022

Вас приглашает «Медный всадник»: в музее ИЗО открылась обновленная экспозиция «Романовы»

Вас приглашает «Медный всадник»: в музее ИЗО открылась обновленная экспозиция «Романовы»
В конце мая в Тульском музее изобразительных искусств на основе экспозиции XVIII века открылась обновленная выставка «Романовы», приуроченная к 350-летию Петра Первого. 

В выставочном пространстве появились новые экспонаты – гравюры, скульптура, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, редчайшие медали, монеты и купюры, в том числе из частных коллекций, но, безусловно, внимание в первую очередь привлекает мраморный портрет Петра Великого работы неизвестного русского скульптора XIX века, словно встречающий посетителей при входе и приглашающий ознакомиться с целой эпохой правления незаурядных, ярких личностей, вспомнить, чем мы им обязаны, какой вклад в развитие науки, искусства, экономики они внесли. Эта скульптура – реплика с работы ученицы скульптора Фальконе, французской художницы Мари-Анн Колло. Ее наставника Екатерина Великая пригласила для создания памятника Петру, более известного как «Медный всадник».

В галерее представлены портреты не только членов царствующей семьи, но и их сподвижников – ярких, выдающихся личностей, также внесших неоценимый вклад в процветание нашего государства. Они написаны русскими и европейскими художниками XVII–XIX веков и ранее находились в частных коллекциях русских усадеб. Как, например, уникальные портреты родителей Петра Великого – царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны, выполненные неизвестными художниками в конце 1670-х годов в Оружейной палате Московского кремля.

– Во второй половине XVII века в недрах церковной живописи возникает портретная живопись, героями которой становятся живые люди. Это, несомненно, было заслугой изографов – так по-гречески называли иконописцев, – рассказывает заведующая отделом русского и западноевропейского искусства искусствовед Зоя Скопинцева. – Иконописцы работали в Оружейной палате, мастерскую возглавлял выдающийся русский художник Симон Ушаков, а его учениками были талантливые портретисты Иван Безмин, Дорофей Ермолаев, Федор Юрьев. Впервые портрет царя Алексея Михайловича написал Симон Ушаков в 1670 году в подарок Александрийскому патриарху Паисию. Этот портрет носил переходный характер от иконописи к светской живописи. Вероятно, портреты Алексея Михайловича и Натальи Кирилловна из нашего музея написаны в Оружейной палате Безминым, Ермолаевым или Юрьевым.

Портрет Алексея Михайловича из коллекции нашего музея – один из первых светских портретов, написанных маслом на холсте, он наполнен жизненностью и реалистичностью. На царе праздничный наряд – парчовый кафтан, украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Правдиво написано лицо с красивой окладистой бородкой. Масляные краски позволили реалистично воспроизвести поверхность парчи, блеск золота и драгоценностей, пушистость меха, но отзвук иконного письма читается в некоторой плоскостности изображения, напряженности позы, детальной передаче узора одеяния.

Царица изображена со спокойно сложенными на груди руками, в темном одеянии, из-под которого виднеется тяжелое парчовое платье. На высокий головной убор наброшено черное покрывало. Фигура Натальи Кирилловны написана на темном фоне – это дань иконописной традиции. Но тонкие сочетания тонов, мягкие тени, струящиеся по ее лицу, говорят о новых приемах в портретной живописи.

Оба портрета царствующих особ свидетельствуют о передовых реалистических исканиях в русской живописи и постепенном формировании светского русского портрета, расцвет которого наступит уже в XVIII веке. Интересно, что парадные портреты родителей Петра Первого до поступления в музей в 1919 году находились в имении А. С. Хомякова в селе Богучарово.

Также невозможно равнодушно пройти мимо пышного портрета дочери Петра Первого – Елизаветы Петровны.

В экспозиции представлено родовое древо Романовых, но экскурсоводы рассказывают не только о них, здесь можно узнать истории семей, вовлеченных в общественную жизнь той эпохи, услышать о великих событиях и сражениях тех лет.

Впервые в зале «Романовы» экспонируется фарфоровый бюст Екатерины Второй, созданный на Императорском фарфоровом заводе. Он был специально изготовлен для дипломатических подарков и одобрен самой императрицей.

Здесь представлены предметы великолепного сервиза, принадлежавшего первому министру короля Саксонии Августу III Генриху фон Брюлю, а также гравюры с изображением венценосных особ.

Гравюра с портретом Петра Первого выполнена замечательным русским мастером Евграфом Чемесовым и стала эталоном для будущих изображений императора. Не менее любопытна гравюра Алексея Зубова «Бракосочетание Петра I с Екатериной I» – как с художественной, так и с исторической точки зрения, поскольку дает нам возможность увидеть, как происходили столь значимые торжества в ту далекую эпоху.

– Мы открыли эту экспозицию, приняв эстафету от ГИМа, а на днях открывается выставка «Петр» в Третьяковской галерее, и в этом контексте мы выглядим весьма достойно, – отметила первый заместитель генерального директора объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» Марина Кузина. – Мы очень ждем школьников и студентов, в том числе по «Пушкинской карте», для ознакомления с выставкой «Романовы». Молодое поколение должно иметь представление о великих людях и событиях той эпохи, о том, как развивалось русское искусство. Это важно для воспитания патриотизма, о чем сейчас так много говорится. В регионе стартовал проект «Музейное лето», разработанный по инициативе губернатора Алексея Дюмина, и мы готовы стать его активным участником.

Нелли ЧУКАНОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий