Культура

10:51, 25 апреля 2019

Владимир Познер в Туле о международном и о личном

Андрей ЖИЗЛОВ
Сергей КИРЕЕВ

В ярко освещенном центре сцены стоит величественное кресло. «Неудобно сюда садиться, напоминает «Игру престолов» – как бы не зарезали», – шутит Владимир Познер, намекая на незавидную судьбу многих героев знаменитого сериала.

Поводы для оптимизма
Представлять его публике нет никакой нужды. Познер – пожалуй, один из самых узнаваемых людей с телеэкрана: начиная со знаменитых телемостов СССР – США в конце 80-х и заканчивая нынешней авторской передачей на Первом канале. Но и до того в жизни журналиста было множество событий – бегство из оккупированной немцами Франции в Штаты, учеба на биолога, работа литературным секретарем у Самуила Маршака, работа в англоязычной редакции Гостелерадио…
– Жена говорит: ты рассказывай о себе. Но это скучно – родился там, вырос там…
Поэтому вместо биографии Познер в Туле обратился в первую очередь к международным темам, которые его занимают: выборам президента Украины и ситуации вокруг президента США Дональда Трампа. Сегодня мы уже знаем, что в соседней республике власть досталась Владимиру Зеленскому. За день до выборов в его победе на 99 процентов был уверен и Познер.
– Изменится ли что-нибудь? Трудно сказать. Посмотрим, но, считаю, это лучше, чем новый срок Порошенко. Думаю, это позитивная новость, в том числе и в плане отношений с Россией.
Сдержанный оптимизм возник у Познера и после публикации в США независимого доклада, в котором выяснилось: обвинять Трампа в том, что он пришел к власти с помощью мифических «русских хакеров» и влиял на правосудие, оснований нет. По мнению журналиста, президент Штатов теперь может более легко идти на сотрудничество с нашей страной.
– До этого момента Трамп ничего не мог сделать на пути нормализации отношений с нами – ему бы сразу начали кричать: «Он прогибается! Он на крючке у России!» Теперь возможны положительные сдвиги. Если мы будем постепенно избавляться от санкций, всем станет хорошо, – полагает Познер.

Тула и Париж
У одного из зрителей заиграл телефон.
– Я не возражаю, если хорошая музыка, – улыбнулся Познер. – Если музыка не очень, тогда не надо. Я свой отключил: у меня так себе.
…Недавно Владимиру Владимировичу исполнилось 85 лет. Несмотря на возраст и богатый опыт, Тула для него – почти неизведанная территория.
– Давно не был здесь – в последний раз приезжал еще в советское время. Но и тогда провел всего полдня, а сегодня еще меньше, поэтому сравнивать никак не могу.
…Большую часть встречи гость отвечал на вопросы зрителей. И тут без личных тем уже не обошлось. Увы, повод для первого вопроса был печальным: на днях сильнейший пожар случился в соборе Парижской Богоматери во французской столице. Именно здесь 1 апреля 1934 года, когда Пасху отмечали православные, католики и иудеи, крестили новорожденного Владимира Познера.
– Нотр-Дам – для меня место особое, – сказал он. – Как и другие готические соборы Франции в Реймсе, Шартре, это гимн тому, что может создать человек. К тому же без машин, руками – восторг просто! Я переживаю то, что произошло. Но я абсолютно уверен, что все будет восстановлено.

Найти себя
– Я человек сомневающийся, главным образом в себе, – сказал Познер, отвечая на очередной вопрос. – Непоколебимые убеждения – это не обо мне.
…Мы привыкли, что у Познера есть ответы на все вопросы. Но в Туле он вспомнил об одном вопросе, который поставил его в тупик. Недавно в одном из городов у него поинтересовались: «У каких трех людей, которые сидят в аду, вы хотели бы взять интервью?»
– Взять интервью просто у злодея неинтересно, а вот у человека, который хотел хорошего, но в результате погубил много других… Например, у Ленина. А больше я даже и не смог придумать никого, – признался он.
Тульские зрители много спрашивали о религии, о духовности вообще, старались открыть сокровенного, не экранного Познера. И он не мешал это делать. Одна из зрительниц спросила гостя, как человек может преодолеть периоды отчаяния.
– У меня нет рецепта, – признался Познер. – Был один случай, когда я пытался покончить с собой. Еще был период, когда я стал пить. Это было недолго, но тем не менее. Одному справиться с таким состоянием очень тяжело. Мне помогли мои близкие. Верующий человек в подобной ситуации может молиться – и это помогает.
26-летний туляк поинтересовался у гостя: как определиться, чем заниматься в жизни?
– Очень важно определить то, что твое. Например, я в семнадцать лет хотел раскрыть тайну человеческого мозга, увлекался идеями нашего физиолога Ивана Павлова. Поступил на биолого-почвенный факультет МГУ, но к концу третьего курса понял, что это не мое, что я не ученый. Хотя университет все равно окончил. Потом увлекался переводами английской поэзии, был секретарем у Маршака, но через два года вновь понял: не мое. Как понять, что ваше? Просто дело должно нравиться, соответствовать вашему нутру. Занимаясь не своим делом, вы не достигнете успеха.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий