Культура

09:00, 29 января 2016

Вместо телевизора

 Юлия ГРЕЧЕНКОВА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Единственный на всю область театр-вертеп сделали недавно сотрудницы кукольного театра «Лик» Любовь Пахомова и Татьяна Еремеева – просто так, для души, а не для зарабатывания денег.

Бродячие артисты
– Я служу в Тульском кукольном театре ровно 20 лет – пришла туда в 1996 году, – начинает свой рассказ Пахомова. – Помню, в юности смотрела на маму-медика и папу-инженера и думала: как же все это скучно. А мне хотелось непременно работу интересную и необычную. И вот на протяжении двух десятков лет, отыгрывая, по сути, одни и те же спектакли, я вдруг поняла, что профессия инженера, наверное, даже побогаче на какие-то новые события. Тут и возникло желание заняться чем-то иным – устроить театр-вертеп, тем более что ничего подобного в нашем регионе не было. Идея зрела два года и вот этой зимой воплотилась.
В России и Украине вертепный театр появился в конце XVII – начале XVIII века, тогда как в Европе был популярен столетием раньше. Его конструкция – деревянный ящик, по сути, повторяющий устройство настоящей театральной сцены, с той разницей, что «подмостки» здесь располагаются в два, а то и три этажа. Это напрямую связано с философией данного вида театра и характером спектаклей, которые разыгрываются в нем. Так, традиционно представление делится на две части: бытовую с социальной сатирой, которую оты­грывают на нижнем этаже, и религиозную – под нее отдается верхняя площадка.
Тульские артисты пока не подготовили бытовой сценки, хотя признаются, что при наличии времени и хорошего драматурга воплотят и этот замысел. Тут подойдут любые интересные сюжеты: хоть про злых начальников, хоть про полицейских-взяточников, хоть про соседей-скандалистов.
А вот спектакль по библейской истории уже полностью отточен – за зимние каникулы его не раз показывали на камерных представлениях в семьях родных и друзей. Когда-то примерно так же бродячие артисты кочевали от дома к дому, демонстрируя представление в коробке-театре. Тогда вертеп перевозили на телеге, сейчас – на машине. Наши земляки старались сделать конструкцию как можно легче, однако она все равно получилась массивной и требует разборки перед погрузкой в автомобиль.

Живые куклы
Было, кстати, у кукольников недавно и более масштабное выступление – в парке-отеле «Грумант».
– Поразительно, что такое простое действо, без каких-либо спецэффектов, более того – с куклами самой элементарной конструкции заинтересовало современных детей, избалованных зрелищами, – признается Любовь. – Они откладывали свои телефоны и планшеты и неотрывно следили за происходящим на сцене.
Любовь не лукавит, действительно, есть в этом зрелище что-то завораживающее: сцена освещена желтыми огоньками свечей, куклы движутся будто сами по себе. Театр-вертеп устроен просто, его конструкция, кажется, ничуть не менялась с момента его изобретения. Каждые подмостки снабжены подпольем, в которое кукловод прячет руку. Артисту при этом вовсе не обязательно скрываться от зрительских глаз – все равно создается впечатление, что человек не имеет отношения к передвижениям кукол.

Лаконичность ради смысла
Пахомова убеждена: прелесть и сила созданного в Туле вертепа именно в его лаконичной скромности. Бутафор «Лика» Александра Лыженкова изготовила для него особенные игрушки – нарочно состарила их, нанесла тут и там потертости, будто куклы эти несовременные и ценны как музейные экспонаты, будто спектакли с ними разыгрывались еще две-три сотни лет назад. Мастерица подробно изучила устройство настоящих, старинных вертепов: в Минске и Санкт-Петербурге, к примеру, есть целые музеи, посвященные им. Даже роспись самой коробки вышла особая, волшебная: на стенах короба – изображения ангелов, но не мистических, воплощающих недосягаемую для человека чистоту, а знаменующих наступление праздника, к тому же – осовремененных, в носочках.
– Смотришь на рисунки и воображаешь, как этот ангел тихо шагает к чьему-то дому ножками – в вязаных шерстяных носках, ступая по хрустящим сугробам, – улыбается Люба.
– Я бывала на ежегодном фестивале вертепных театров в Москве и могу заключить, что они совершенно разные, – говорит Любовь. – Иногда используются куклы-примитивы, сделанные детьми, а встречаются и разукрашенные золотом фигурки. На мой же взгляд, за нарочитым блеском и излишеством деталей теряется сам смысл театра, внимание зрителя рассредоточивается на позументы. Вертепные куклы в любом случае имеют одну непременную особенность – они статичны и лишены необоснованных сюжетом деталей. Это ни в коем случае не недостаток, а способ помочь зрителю сосредоточиться на сюжете. И чем скромнее куклы, тем выпуклее, отчетливее проступает драматургия, тем мощнее тревожит душу история, которую мы разы­грываем. Число персонажей в постановках сложилось давным-давно и не терпит разночтений. Да и откуда им взяться, если сюжет спектакля позаимствован из священных писаний?
Туляки представляют в своем вертепе классический рождественский сюжет – отрывок из Библии, тот, в котором ангел приносит Марии благую весть о том, что у нее будет сын, волхвы, ведомые звездой, идут поклониться младенцу, а царь Ирод ищет дитя, чтобы убить и не допустить соперничества. Само слово «вертеп» означает пещеру, где новорожденного Иисуса укрывали от кровожадного царя.
– Согласно православной религии эти события произошли две тысячи лет назад, но очевидно, что человеческие ценности с тех пор ничуть не изменились, – говорит Пахомова.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий