Культура
18:14, 23 ноября 2022
Волшебство без палочки: международный конкурс хоровых дирижеров пройдет в Туле
Фото из архива Александра Соловьева
В последние выходные ноября Тула по традиции станет площадкой для соревнования незаурядных хормейстеров со всей страны. Международный конкурс хоровых дирижеров имени И.А. Михайловского отметит первый юбилей – пятилетие. О том, что туляки увидят и услышат 26–27 ноября в колонном зале Дворянского собрания, рассказывает инициатор конкурса, #020000;">и. о. ректора Академии хорового искусства имени В.С. Попова, художественный руководитель Тульского государственного хора, член Всемирного хорового совета Ассоциации INTERKULTUR, руководитель Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза Александр Соловьев.
- Конкурсов хоровых дирижеров сейчас немало и в нашей стране, и за ее пределами. В чем уникальность тульского?
- Чтобы завоевать авторитет и серьезный статус в профессиональной среде, стать культурным событием, элемент уникальности конкурсу абсолютно необходим. В Туле мы сделали упор на то, что конкурсанты на практике работают с профессиональным хором. Базовым коллективом стал Тульский государственный хор – один из старейших в регионе, известный по всей стране. И возможность работы молодых дирижеров с таким профессиональным «инструментом» участники ценят очень высоко. В этом году на конкурс делегировали своих представителей консерватории, институты и академии Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, Томска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Казани… Приезжали к нам конкурсанты из Беларуси, Казахстана, КНР.
- Как проходит соревнование?
- Участники заблаговременно получают лонг-лист – порядка 20 произведений, которые они должны подготовить. И не просто отлично знать, а продумать план своей работы с хором – пока незнакомым им профессиональным коллективом, имеющим свои особенности, стиль, технику, свою художественную окраску, душу… У конкурсанта будет лишь 10-15 минут, чтобы убедить жюри в том, что именно он не просто подготовлен, с точки зрения знания материала, а убедителен в качестве хормейстера-практика.
Никто не знает заранее, с какой из партитур лонг-листа придется работать: произведение вытягивается по жребию непосредственно перед выступлением, буквально за минуту до выхода к хору! Это тоже уникальный элемент конкурса Михайловского. Для победы нужна не просто быстрота реакции, готовность к творческому эксперименту, но и способность увлечь за собой артистов, подобрать к ним ключик. А состоявшийся профессиональный хор воодушевить и увлечь своей трактовкой за столь короткий период – мастерство сродни волшебству.
- Какие произведения вошли в лонг-лист?
- В этом году в фокусе – отечественная музыка, преимущественно XX-XXI веков. Здесь и классика: Петр Чайковский, Сергей Танеев, Дмитрий Бортнянский – авторы, составившие славу русской духовной музыки; и Ефрем Подгайц, Георгий Свиридов, Родион Щедрин…
Мой учитель в консерватории, Борис Тевлин любил повторять, что композиторы зачастую идут впереди исполнительских возможностей, и задача артистов – соответствовать заданной планке, поэтому важнейшим творческим направлением надо считать исполнение современной музыки. И ряд авторов в лонг-листе конкурса – наши современники. Здесь я бы отметил сочинения членов нашего жюри – Сергея Екимова, Александра Клевицкого. А в первом туре конкурсанты записывают игру на рояле партитуры сочинения Петра Корягина «Стихира».
- Дирижеры должны побывать и в роли исполнителей?
- Непременно. Один из выдающихся хоровых дирижеров прошлого столетия Николай Данилин говорил: прежде, чем дирижировать в классе или выходить на работу с хором, ты должен показать слышание партитуры через интерпретацию ее звучания на инструменте. Если хормейстер не владеет фортепьяно, ему не хватит компетенции проявить себя как дирижера. Это и есть – составляющая мастерства! И на первый, отборочный тур все соискатели предоставляют видеозаписи исполнения наизусть той партитуры, которую жюри избрало заглавной в этом году.
Видео должно быть записано без склеек и дополнительных эффектов, чтобы четко было видно: нигде не стоят ноты, есть только знание материала и собственное его прочтение.
Со времени пандемии мы все уже воспитаны, что дистанционная составляющая вошла во многие состязания, но на конкурсе Михайловского мы прибегаем к такому формату уже в третий раз, и задуман он был до всеобщего вынужденного приобщения к дистанту.
Это позволяет и жюри более внимательно изучить все выступления, тем более что в состав судей входят авторитетные музыканты, дирижеры, педагоги и общественные деятели не только из России. В этом году почетным членом жюри традиционно выступает проректор Музыкальной академии Модены и Карпи, хоровой и симфонический дирижер, композитор и педагог из Италии Массимо Карпенья.
Каждый из судей выставляет свою оценку, на основании которых высчитывается средний балл. На этом этапе количество конкурсантов сокращается примерно вдвое: в очный этап проходят участники, баллы которых уже – заявка на степень лауреата I, II или III степени.
- Конкурс продолжается при уже определенных призерах?
- Среди профессиональных конкурсов существуют так называемые рейтинговые. Их участники в любом случае получают то или иное количество баллов. И нередки случаи, когда набранные баллы сразу у нескольких человек соответствуют уровню лауреата той или иной степени конкурса. Справившись с заданием определенной сложности, наиболее профессиональные из участников уже подтверждают этот уровень, что дает статус в профессиональном сообществе – и самим конкурсантам, и их наставникам.
- Возможно ли четко разграничить: здесь – профессионализм дирижера, а тут – заслуга коллектива?
- Согласен, бывает, что коллектив «вытягивает» человека, стоящего перед ним. Но именно в этом конкурсе мы стараемся приглашать в жюри людей, обладающих очень серьезной профессиональной репутацией. На каждом конкурсе в составе наших судей – ректоры образовательных учреждений, многие из них по специальности – дирижеры хора. В этом году таких у нас двое: ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский и ваш покорный слуга; прежде в жюри конкурса побывали ректоры Саратовской, Петрозаводской консерваторий… Эту планку стараемся не снижать. Вся Россия знает: конкурс Михайловского – это Тула, это Тульский государственный хор, это высокий уровень.
- Имя Иосифа Михайловского, присвоенное конкурсу, для вас особенно значимо?
- Когда в 2016 году меня пригласили руководить Тульским государственным хором, я узнал, что Иосиф Михайловский – выпускник Московской консерватории, был учеником заведующего кафедры хорового дирижирования Василия Мухина – учителя моего творческого наставника Бориса Тевлина. Ничего случайного нет. Я должен был в какой-то момент оказаться здесь, внести вклад в развитие коллектива, в сохранение памяти Михайловского. Мне кажется, нам это удалось.
Возрастная категория: 6+.
________________________________________
В дни проведения конкурса пройдет презентация компакт диска «Для тебя»: архивной записи легендарных песен Яна Френкеля в исполнении Тульского государственного хора под управлением Иосифа Михайловского. А на Гала-концерте прозвучат три обработки трек-листа этого диска в исполнении сводного коллектива: Тульского государственного хора и хора Тульского областного колледжа имени А. С. Даргомыжского.
Ранее на тему
16 ноября, 11:56
16 ноября, 10:57
01 ноября, 13:59