Культура

19:38, 25 марта 2013

Волшебство в руках

Люди этой профессии, даже говоря о трудовых буднях, невольно произносят слово «магия» – ведь здесь по их велению оживают предметы и происходят чудеса, в которые готовы поверить и маленькие, и взрослые зрители.
На премьере спектакля «Котенок по имени Гав», поставленного на сцене Тульского государственного театра кукол по одноименной пьесе Григория Остера, мы беседовали с режиссером Андреем Абрамовым и художником-постановщиком Андреем Лукомским о тонкостях этого древнего ремесла, в частности, было интересно узнать, как поэтапно делается спектакль?
– Начнем с того, что сегодня нам все время приходится конкурировать с мультфильмами, которые дети смотрят чаще, – ответил Абрамов. – Там шум, гам, драки, мелькание кадров, но куклы на сцене просто обречены на успех: они же настоящие. А еще – добрые, мудрые, с ними можно пообщаться, что наша почтеннейшая публика постоянно и делает. И творческий замысел всегда должен совпадать с этими качествами. Так что, когда я позвонил своему тезке и давнему другу в Белгород и сказал, что приступаю к постановке «Гава», выдвинул главное требование: пусть спектакль будет ярким и красивым. Лукомский с 1996 года сотрудничает с нашим театром, здесь шли оформленные им «Хозяйка Медной горы» и другие работы, это уже четвертая. В ней заняты четверо актеров: Ирина Атлашкина, Юлия Бороздина, Сергей Буряков и Ринат Кондаев. Мы вместе нашли такой ход: взрослые и дети, выйдя на сцену, берут в руки игрушки и начинают в них играть, и капризный мальчик, которому подарили котенка, из вредности называет его столь необычно.
– Это на словах все так просто, – вступил в разговор художник. – А на самом деле мной было создано четыре или пять вариантов эскизов, и только когда нашелся образ главного героя, мы поняли, что спектакль начал складываться. И если уж говорить о конкуренции с мультиками, то необходимо было создать персонажи  выразительные, запоминающиеся. Мы решили изготовить штоковых марионеток, которых водят при помощи двух тростей. Те, что на нитях, несколько сдержанны, а здесь, как ни шевельнет актер рукой, сразу появляется неожиданное движение куклы, похожее на естественное. Впрочем, тут и начинается магия, когда вместо каких-то тряпочек, с которыми начинают репетировать, кукольники берут в руки «братьев меньших» и словно вдыхают в них жизнь. Даже зная, кто кого будет играть, я не пытаюсь, чтобы «маленькие» артисты соответствовали «большим», как это было в мультфильме «Винни-Пух», где главного героя озвучивал Евгений Леонов.
Актеры утверждают, что созданные Лукомским персонажи – автопортреты, потому что он участвует в их изготовлении. По эскизу создается скульптура из глины, затем она отливается из гипса, из папье-маше выклеивается форма, которая обтягивается тканью. В почти готовую фигурку вставляется «механика» – чтобы шевелились глазки, ушки, хвостик, – все театральные цеха задействованы в процессе созидания.
Потом уже художник делает «макияж»: расписывает лицо или мордочку, чтобы появился характер. Тут есть тонкости – к примеру, на игрушечном лице застыла улыбка, но из зала персонаж смотрится грустным – привередничает. По словам Андрея, кукла начинает демонстрировать свой нрав еще в процессе ее создания, что неудивительно: все так много вкладывают в нее сил, души, что она оживает. Недаром же кукла в древности в разных странах, на разных континентах была атрибутом многих ритуалов…
– А когда я «работал» Левшой на одном из местных телеканалов и брал интервью у гостей программы, то кукла опережала меня, – вспоминает Андрей Абрамов. – Я не успевал подумать, а она уже задавала вопросы, общалась, причем не моим, а своим голосом… Возможно, кто-то скажет, что я преувеличиваю, но ведь нельзя сбрасывать со счетов чудо под названием «театр», где магия творится волею вдохновения.
Мария РОДИОНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий