Культура
19:38, 25 марта 2013
Волшебство в руках
Люди этой профессии, даже говоря о трудовых буднях, невольно произносят слово «магия» – ведь здесь по их велению оживают предметы и происходят чудеса, в которые готовы поверить и маленькие, и взрослые зрители.
На премьере спектакля «Котенок по имени Гав», поставленного на сцене Тульского государственного театра кукол по одноименной пьесе Григория Остера, мы беседовали с режиссером Андреем Абрамовым и художником-постановщиком Андреем Лукомским о тонкостях этого древнего ремесла, в частности, было интересно узнать, как поэтапно делается спектакль?
– Начнем с того, что сегодня нам все время приходится конкурировать с мультфильмами, которые дети смотрят чаще, – ответил Абрамов. – Там шум, гам, драки, мелькание кадров, но куклы на сцене просто обречены на успех: они же настоящие. А еще – добрые, мудрые, с ними можно пообщаться, что наша почтеннейшая публика постоянно и делает. И творческий замысел всегда должен совпадать с этими качествами. Так что, когда я позвонил своему тезке и давнему другу в Белгород и сказал, что приступаю к постановке «Гава», выдвинул главное требование: пусть спектакль будет ярким и красивым. Лукомский с 1996 года сотрудничает с нашим театром, здесь шли оформленные им «Хозяйка Медной горы» и другие работы, это уже четвертая. В ней заняты четверо актеров: Ирина Атлашкина, Юлия Бороздина, Сергей Буряков и Ринат Кондаев. Мы вместе нашли такой ход: взрослые и дети, выйдя на сцену, берут в руки игрушки и начинают в них играть, и капризный мальчик, которому подарили котенка, из вредности называет его столь необычно.
– Это на словах все так просто, – вступил в разговор художник. – А на самом деле мной было создано четыре или пять вариантов эскизов, и только когда нашелся образ главного героя, мы поняли, что спектакль начал складываться. И если уж говорить о конкуренции с мультиками, то необходимо было создать персонажи выразительные, запоминающиеся. Мы решили изготовить штоковых марионеток, которых водят при помощи двух тростей. Те, что на нитях, несколько сдержанны, а здесь, как ни шевельнет актер рукой, сразу появляется неожиданное движение куклы, похожее на естественное. Впрочем, тут и начинается магия, когда вместо каких-то тряпочек, с которыми начинают репетировать, кукольники берут в руки «братьев меньших» и словно вдыхают в них жизнь. Даже зная, кто кого будет играть, я не пытаюсь, чтобы «маленькие» артисты соответствовали «большим», как это было в мультфильме «Винни-Пух», где главного героя озвучивал Евгений Леонов.
Актеры утверждают, что созданные Лукомским персонажи – автопортреты, потому что он участвует в их изготовлении. По эскизу создается скульптура из глины, затем она отливается из гипса, из папье-маше выклеивается форма, которая обтягивается тканью. В почти готовую фигурку вставляется «механика» – чтобы шевелились глазки, ушки, хвостик, – все театральные цеха задействованы в процессе созидания.
Потом уже художник делает «макияж»: расписывает лицо или мордочку, чтобы появился характер. Тут есть тонкости – к примеру, на игрушечном лице застыла улыбка, но из зала персонаж смотрится грустным – привередничает. По словам Андрея, кукла начинает демонстрировать свой нрав еще в процессе ее создания, что неудивительно: все так много вкладывают в нее сил, души, что она оживает. Недаром же кукла в древности в разных странах, на разных континентах была атрибутом многих ритуалов…
– А когда я «работал» Левшой на одном из местных телеканалов и брал интервью у гостей программы, то кукла опережала меня, – вспоминает Андрей Абрамов. – Я не успевал подумать, а она уже задавала вопросы, общалась, причем не моим, а своим голосом… Возможно, кто-то скажет, что я преувеличиваю, но ведь нельзя сбрасывать со счетов чудо под названием «театр», где магия творится волею вдохновения.
Мария РОДИОНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
На премьере спектакля «Котенок по имени Гав», поставленного на сцене Тульского государственного театра кукол по одноименной пьесе Григория Остера, мы беседовали с режиссером Андреем Абрамовым и художником-постановщиком Андреем Лукомским о тонкостях этого древнего ремесла, в частности, было интересно узнать, как поэтапно делается спектакль?
– Начнем с того, что сегодня нам все время приходится конкурировать с мультфильмами, которые дети смотрят чаще, – ответил Абрамов. – Там шум, гам, драки, мелькание кадров, но куклы на сцене просто обречены на успех: они же настоящие. А еще – добрые, мудрые, с ними можно пообщаться, что наша почтеннейшая публика постоянно и делает. И творческий замысел всегда должен совпадать с этими качествами. Так что, когда я позвонил своему тезке и давнему другу в Белгород и сказал, что приступаю к постановке «Гава», выдвинул главное требование: пусть спектакль будет ярким и красивым. Лукомский с 1996 года сотрудничает с нашим театром, здесь шли оформленные им «Хозяйка Медной горы» и другие работы, это уже четвертая. В ней заняты четверо актеров: Ирина Атлашкина, Юлия Бороздина, Сергей Буряков и Ринат Кондаев. Мы вместе нашли такой ход: взрослые и дети, выйдя на сцену, берут в руки игрушки и начинают в них играть, и капризный мальчик, которому подарили котенка, из вредности называет его столь необычно.
– Это на словах все так просто, – вступил в разговор художник. – А на самом деле мной было создано четыре или пять вариантов эскизов, и только когда нашелся образ главного героя, мы поняли, что спектакль начал складываться. И если уж говорить о конкуренции с мультиками, то необходимо было создать персонажи выразительные, запоминающиеся. Мы решили изготовить штоковых марионеток, которых водят при помощи двух тростей. Те, что на нитях, несколько сдержанны, а здесь, как ни шевельнет актер рукой, сразу появляется неожиданное движение куклы, похожее на естественное. Впрочем, тут и начинается магия, когда вместо каких-то тряпочек, с которыми начинают репетировать, кукольники берут в руки «братьев меньших» и словно вдыхают в них жизнь. Даже зная, кто кого будет играть, я не пытаюсь, чтобы «маленькие» артисты соответствовали «большим», как это было в мультфильме «Винни-Пух», где главного героя озвучивал Евгений Леонов.
Актеры утверждают, что созданные Лукомским персонажи – автопортреты, потому что он участвует в их изготовлении. По эскизу создается скульптура из глины, затем она отливается из гипса, из папье-маше выклеивается форма, которая обтягивается тканью. В почти готовую фигурку вставляется «механика» – чтобы шевелились глазки, ушки, хвостик, – все театральные цеха задействованы в процессе созидания.
Потом уже художник делает «макияж»: расписывает лицо или мордочку, чтобы появился характер. Тут есть тонкости – к примеру, на игрушечном лице застыла улыбка, но из зала персонаж смотрится грустным – привередничает. По словам Андрея, кукла начинает демонстрировать свой нрав еще в процессе ее создания, что неудивительно: все так много вкладывают в нее сил, души, что она оживает. Недаром же кукла в древности в разных странах, на разных континентах была атрибутом многих ритуалов…
– А когда я «работал» Левшой на одном из местных телеканалов и брал интервью у гостей программы, то кукла опережала меня, – вспоминает Андрей Абрамов. – Я не успевал подумать, а она уже задавала вопросы, общалась, причем не моим, а своим голосом… Возможно, кто-то скажет, что я преувеличиваю, но ведь нельзя сбрасывать со счетов чудо под названием «театр», где магия творится волею вдохновения.
Мария РОДИОНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
По всему миру – под классическую музыку
25 марта, 19:37
Музей в меняющемся мире
22 марта, 10:19
Коктейль со вкусом Ирландии
22 марта, 10:04
Самая высокая в Веневе
22 марта, 09:55