Культура

11:44, 01 августа 2022

Юрий Поляков: Надо убрать с телевидения ползучий антисоветизм

Юрий Поляков: Надо убрать с телевидения ползучий антисоветизм

«Зачем вы, мастера культуры?» – так назывался круглый стол, который состоялся в тульском кластере «Октава» в рамках телекинофорума «Новая реальность» и был посвящен месту интеллигенции в современной России. Насколько она отвечает запросам народа, насколько чутко и искренне реагирует на происходящее? В дискуссии участвовали известный журналист, декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков и знаменитый писатель Юрий Поляков.

Автор «ЧП районного масштаба» и «Козленка в молоке», «Ста дней до приказа» и «Совдетства», многолетний редактор «Литературной газеты», Юрий Поляков всегда был на стороне патриотической интеллигенции, на стороне России и ее искусства. А название круглого стола совпало с названием его статьи 2005 года, в которой он констатировал: в девяностые поддержку получали те «мастера» культуры, которые разрушали наши ценности, а не созидали их.

– Сейчас ситуация меняется? – наш вопрос Юрию Михайловичу.

– По крайней мере, в издательстве «Вече» опубликовано несколько книжек, в которые вошли стихи патриотические, связанные со спецоперацией. Стимулировать патриотическую тему еще не начали, но табу с нее снято. Оно существовало, и я с этим неоднократно сталкивался на телевидении, в прессе. Помню, когда мне поэт принес подборку в «Литгазету», я прочитал и говорю ему: «Какие замечательные у тебя стихи о России», а он мне отвечает: «Ты знаешь, что мне пять толстых журналов их вернули? Сказали: это неформат, нам про Россию не надо». Но серьезных сдвигов пока нет. Я не против разных направлений в литературе – я как раз за это. Но когда монополия – вся, и премиальная, и информационная – отдается антипатриотическому, а то и русофобскому направлению, а традиционное для нас патриотическое зажимается, то это противоестественная ситуация, плоды которой мы пожинаем.

– После начала спецоперации на Украине читающая Россия вдруг услышала имена множества очень талантливых поэтов. Неожиданно оказалось, что русская поэзия вовсе не в упадке.

– Да, есть очень интересные поэты: Елизавета Хапланова, Анна Ревякина, Елена Заславская, Виктор Мостовой. Мы-то их поддерживали раньше. Ревякину, например, мы первые в России в «Литгазете» напечатали…

Кстати, я попал в списки невъездных на Украину, когда мы начали рубрику «Севастопольские рассказы» – о том, что творится в тогда еще украинском Крыму. Подписывали мы все вымышленным персонажем – отфотошопили гарную девушку и назвали ее «Рада Переяславская». И нам материалы в рубрику один человек оттуда присылал. Вдруг в редакцию звонит кто-то серьезный из украинского посольства и говорит: «Мы бы хотели познакомиться с вашей колумнисткой Радой Переяславской». Я спрашиваю: «А что такое?» – «Ну, вы понимаете, она, конечно, живо пишет, но многие факты искажает и вообще плохо знает, что происходит в Крыму. Мы хотели бы свозить ее в Крым, показать, как он процветает. Вы можете нам устроить с ней встречу?» Я говорю: «Знаете, устроить вам с ней встречу примерно так же непросто, как с Козьмой Прутковым». На что он говорит: «Ну мы можем и с Козьмой Прутковым…» Это к вопросу и о школьной программе.

– И к вопросу о телевидении, где сейчас не видно ни писателей, ни поэтов. Как считаете, литература на экране сейчас нужна?

– Я считаю, нужна. У нас есть современная фронтовая поэзия, и она очень сильная. Среди авторов люди из действующей армии, некоторые даже погибли. Почему их стихи до сих пор не появились на телевидении? Иногда ты такую чепуху там смотришь, думаешь: а зачем там вот это? Зачем мне очередной сериал про бандитов и полицейских? Писатели вообще исчезли с экранов. Вы заметьте – писателей совсем нет в ток-шоу. Раньше звали, а сейчас перестали. Потому что писателя-либерала, по мнению редакторов и продюсеров, не надо звать – он понесет ахинею, а писателя-патриота по старой памяти не надо пропагандировать, нам не нужна патриотическая литература на экране. Так голова работает.

– Они говорят, что у литературы на ТВ низкие рейтинги.

– Ну а у какого-нибудь занудного экономиста, который сам не знает о чем говорит, рейтинги выше? Это все лукавство. У нас беда в том, что ведущие телевизионных шоу в силу вредности этой профессии превращаются в павлинов и начинают страдать от того, что кто-то в студии говорит умнее, чем они. Ведь у нас постепенно все шоу начинают превращаться в концерт Райкина, когда всех изображает ведущий.

– В последнее время наша литература активно осваивает и осознает советское прошлое. Недавно вышло ваше «Совдетство». На ваш взгляд, может ли ключ к образу нашего будущего быть заключен в нашем прошлом?

– Во-первых, чтобы не забыть: когда я ехал в Тулу, как раз вычитывал верстку продолжения «Совдетство-2», которое выйдет в августе – в начале сентября. Во-вторых, я вам хочу сказать: все эти десятилетия у нас всячески насаждали антисоветизм. Причем абсолютно немотивированный, эмоциональный, который иногда идет вразрез со здравым смыслом. Более того, через крупные литературные премии поддерживались такие сочинения, которые я бы отнес к жанру злобного антисоветского фэнтези. Придумывается уже несусветная чепуха – ну, например, про то, что в пионерском лагере персонал, вожатые и воспитатели пьют кровь пионеров, а главный вампир – это старый коммунист (речь о «Пищеблоке» Алексея Иванова – А. Ж.). Самое смешное: когда я заканчивал «Козленка в молоке», главный герой, литературный халтурщик, у меня размышлял: «А хорошо бы пошел роман про вампиров, которые в пионерском лагере пьют кровь пионеров». Я тогда в 94-м году просто постебался – мне бы не пришло в голову, что через 25 лет кто-то на эту тему напишет роман!

Но Иванов – это писатель, а есть просто галиматья, авторы не знают эпоху, какие там архивы – они даже книжки про советское время не читали. И начинается придумывание советской эпохи – которая была драматична, трагична, там было много ошибок. Но в результате вся эта эпоха переврана. Вот с этим надо прежде всего заканчивать, потому что это наша история, какой бы она ни была. Надо убрать с телевидения ползучий антисоветизм, который лезет отовсюду. Например, смотрю передачу про Танича, которого я хорошо знал: «Конечно, большой поэт, как он мог ужиться с Советской властью? И вот за сказанную правду поэт оказался в лагере». Да он сам никогда не скрывал, что попал за решетку за спекуляцию! Зачем придумывать? Нет, надо обязательно все свалить на Советскую власть.

– Какой литературный герой нужен нам сейчас?

– Я не сторонник оценивать развитие литературы с точки зрения героя. Это понятие сложное – может быть романтический герой, есть целенаправленно позитивный, есть герой, которого выдвигает время – как совершенно реальный Алексей Маресьев или Павка Корчагин, это советская житийная литература. Кстати, моя китайская переводчица мне однажды с гордостью сказала: «Ваш последний роман приблизился по тиражу к переизданию «Как закалялась сталь». То есть в Китае Корчагин очень популярен.

Но есть герои и отрицательные – как Зилов в «Утиной охоте». Или Печорин – разве он положительный герой? А сколько было сломано копий, когда бились – положительный герой Григорий Мелехов или отрицательный? Главное, чтобы герой был не выдуманным, не навязанным, а подсмотренным в жизни. Поскольку я писатель с сатирическим затесом, то у меня с героями, с которых хочется делать жизнь, у меня напряженка. А есть писатели пафосные – например, Валентин Распутин. Надо работать в том направлении, в котором тебе Господь что-то дал. А быть одновременно и Булгаковым, и Фадеевым не получится.

Андрей ЖИЗЛОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий