Культура
19:49, 11 ноября 2013
Забытый бренд
Сегодня, когда в моде минимализм, а новые технологии позволяют производить любые товары в невероятном количестве, из жизни уходит главное – красота, индивидуальность, уникальность вещей. Экспозиция, открывшаяся в музее «Тульский некрополь», показывает нам, как мастера прошлого буквально душу вкладывали в свой труд, а их изделия становились произведениями искусства.
Недаром Тула славится как город мастеровых людей, а наш край известен ремеслами. Благодаря месторождениям железной руды здесь развивалась металлообработка, в том числе – скобяной промысел. Первые найденные во время раскопок скобы и жиковины (накладки на дверь) были коваными, исследователи датируют их XVII веком.
В витринах и на стендах представлены созданные в разное время дверные и оконные ручки, замки и ключи разного размера, ручки мебельные и даже совсем непонятные современному поколению железные приспособления – скребки для очистки обуви, которые раньше устанавливались перед каждым крыльцом. Все это богатство предоставили десять тульских коллекционеров, которые приходили на места сноса частных домов, разыскивали и спасали от гибели уникальные предметы.
В конце XIX – начале ХХ века в искусстве был распространен стиль модерн, отличительные черты которого – отказ от прямых линий и углов в пользу природных, естественных. В экспозиции немало подтверждений этого направления – дверные ручки, затейливо изогнутые, перевитые листвой, даже тяжеленные утюги словно покрыты кружевом из металла.
Выставка рассказывает, что первая в России тульская художественно-ремесленная мастерская по обработке металлов, внесшая важный вклад в развитие индивидуального авторского производства бытовых изделий, появилась в начале ХХ века. Там готовили профессионалов на трех отделениях – кузнечно-слесарном, медно-литейном, чеканном, которые и создавали шедевры из металла. В 1911 году при ней был открыт музей, где демонстрировались образцы кустарной и фабрично-заводской промышленности. А выпускники мастерской показывали товары на различных выставках, где неизменно получали высокие оценки.
В 1924 году мастерскую перепрофилировали, и вместо индивидуального художественного подхода началось производство товаров широкого потребления. А потом и по всей Тульской области стали создаваться артели скобянщиков, ведь после Гражданской, а потом и Великой Отечественной войн был большой спрос на эту продукцию: повсеместно велось строительство, страна восстанавливалась после разрухи. За образцы мастера брали все те же вещицы, созданные в XIX веке, но технология изготовления и материалы упрощались – и качество, соответственно, ухудшалось.
– Я увлекся собиранием скобяных изделий еще в середине 80-х, – рассказал Эдуард Похмельнов, чья коллекция составила основу выставки. – Тогда сносили дома по всему Чулкову, и я просто не мог дать погибнуть этой старине, все нес домой: замки, шпингалеты, заслонки печные. Помню свой первый экспонат – ручку со стеклянным синим валиком, где обнаружилось клеймо с фамилией мастера, надписью «Сделано в Туле» и изображением медалей. Это так тронуло сердце: мой земляк почти век назад свой труд и душу вложил в создание нехитрой на первый взгляд вещицы. Я стал изучать тульское скобяное производство, составил каталог, где есть описание около 500 клейм, а в базе данных – около тысячи фамилий тех, кто в нашей губернии занимался этим производством. А по архивным данным на 1913 год, в одном только губернском центре около 500 дворов делали «скобянку» – она шла параллельно основному делу, оружейному. И фамилии мастеров – Королехин, Земцов – занимают в каталоге особое место: у них интересный, непохожий стиль. Но крупные партии подобных товаров производили самоварные фабрики, в частности, братьев Шемариных, которые поставляли «тульское чудо» даже самому шаху персидскому. Вот на дверной скобе сохранилось клеймо их фирмы и рядом – герб восточного повелителя. Сегодня почти все уже разрушено, уходит старая Тула с ее маленькими домиками и кружевной резьбой. Но хочется, чтобы память о ней сохранилась – на снимках, на картинах местных художников, в этих удивительных предметах…
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
Недаром Тула славится как город мастеровых людей, а наш край известен ремеслами. Благодаря месторождениям железной руды здесь развивалась металлообработка, в том числе – скобяной промысел. Первые найденные во время раскопок скобы и жиковины (накладки на дверь) были коваными, исследователи датируют их XVII веком.
В витринах и на стендах представлены созданные в разное время дверные и оконные ручки, замки и ключи разного размера, ручки мебельные и даже совсем непонятные современному поколению железные приспособления – скребки для очистки обуви, которые раньше устанавливались перед каждым крыльцом. Все это богатство предоставили десять тульских коллекционеров, которые приходили на места сноса частных домов, разыскивали и спасали от гибели уникальные предметы.
В конце XIX – начале ХХ века в искусстве был распространен стиль модерн, отличительные черты которого – отказ от прямых линий и углов в пользу природных, естественных. В экспозиции немало подтверждений этого направления – дверные ручки, затейливо изогнутые, перевитые листвой, даже тяжеленные утюги словно покрыты кружевом из металла.
Выставка рассказывает, что первая в России тульская художественно-ремесленная мастерская по обработке металлов, внесшая важный вклад в развитие индивидуального авторского производства бытовых изделий, появилась в начале ХХ века. Там готовили профессионалов на трех отделениях – кузнечно-слесарном, медно-литейном, чеканном, которые и создавали шедевры из металла. В 1911 году при ней был открыт музей, где демонстрировались образцы кустарной и фабрично-заводской промышленности. А выпускники мастерской показывали товары на различных выставках, где неизменно получали высокие оценки.
В 1924 году мастерскую перепрофилировали, и вместо индивидуального художественного подхода началось производство товаров широкого потребления. А потом и по всей Тульской области стали создаваться артели скобянщиков, ведь после Гражданской, а потом и Великой Отечественной войн был большой спрос на эту продукцию: повсеместно велось строительство, страна восстанавливалась после разрухи. За образцы мастера брали все те же вещицы, созданные в XIX веке, но технология изготовления и материалы упрощались – и качество, соответственно, ухудшалось.
– Я увлекся собиранием скобяных изделий еще в середине 80-х, – рассказал Эдуард Похмельнов, чья коллекция составила основу выставки. – Тогда сносили дома по всему Чулкову, и я просто не мог дать погибнуть этой старине, все нес домой: замки, шпингалеты, заслонки печные. Помню свой первый экспонат – ручку со стеклянным синим валиком, где обнаружилось клеймо с фамилией мастера, надписью «Сделано в Туле» и изображением медалей. Это так тронуло сердце: мой земляк почти век назад свой труд и душу вложил в создание нехитрой на первый взгляд вещицы. Я стал изучать тульское скобяное производство, составил каталог, где есть описание около 500 клейм, а в базе данных – около тысячи фамилий тех, кто в нашей губернии занимался этим производством. А по архивным данным на 1913 год, в одном только губернском центре около 500 дворов делали «скобянку» – она шла параллельно основному делу, оружейному. И фамилии мастеров – Королехин, Земцов – занимают в каталоге особое место: у них интересный, непохожий стиль. Но крупные партии подобных товаров производили самоварные фабрики, в частности, братьев Шемариных, которые поставляли «тульское чудо» даже самому шаху персидскому. Вот на дверной скобе сохранилось клеймо их фирмы и рядом – герб восточного повелителя. Сегодня почти все уже разрушено, уходит старая Тула с ее маленькими домиками и кружевной резьбой. Но хочется, чтобы память о ней сохранилась – на снимках, на картинах местных художников, в этих удивительных предметах…
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
Чего хочет зритель?
08 ноября, 09:00
В стиле ретро
06 ноября, 20:14
Фильмы ужасов в Интернете: интересное кино для всех!*
06 ноября, 17:11
Тепло на холсте
05 ноября, 18:27