Культура

09:00, 17 июня 2016

Жизнь продолжается!..

239-й сезон в Тульском академическом театре драмы завершился премьерой спектакля «Знойные мамочки», поставленного режиссером Дмитрием Красновым по пьесе американского автора Дэвида У. Кристнера, на которую у ТАТД имеется право первой постановки в России.

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Два дня, что шли премьерные показы, были аншлаговыми: публика в зале реагировала бурно – хохотала от души, аплодировала. Но порой наступала тишина: когда явно фарсовая ситуация на сцене перерастала в драматическую и герои начинали вести откровенный разговор «по душам» – и друг с другом, и с залом.
Вся постановочная команда сработала слаженно, и оформление сцены (художник Ирина Блохина), музыкальное оформление (Лариса Козлова), костюмы (Елена Погожева) полностью соответствуют замыслу режиссера.
Хорошенький чистенький домик, «американская мечта», обрамлен стилизованными под кинопленку белыми квадратами: намек на голливудскую продукцию, где персонажи всегда невероятно красивы. И здесь среди ярких декораций чередой шест­вуют ковбои, мачо и дивы – разного возраста. Все они элегантны, нарядны и привлекательны в любое время суток и при любой погоде.
А начинается действие непривычно для комедии: на кладбище, под карканье ворон. Этот гвалт потом раздается на протяжении всего спектакля, как только назревает очередной скандал: что поделаешь, двум главным героиням – Черил (Наталья Савченко) и Клодии (Любовь Спирихина) – за шестьдесят. Ну да – старые вороны: молодость позади, впереди – неприкаянность, одиночество, тоска, но – сколько в них энергии, боевого задора!..
Да, по тексту все вроде весело, но почему-то по ходу спектак­ля вспоминается еще одна пьеса, поставленная в конце 90-х в ТАТД Александром Поповым по произведению Вина Дельмара, – «Уступи место завтрашнему дню». Там та же проблема – куда деваться старикам, но показана она драматически, через боль и страдание.
Здесь же центральные персонажи не хотят сдаваться возрасту: бузят, скандалят, порой доходя, кажется, до предела, за которым зрителю открывается понимание, что все это – от страха перед будущим, от тоски.
А поскольку данная тема космополитична, а все герои выписаны блестяще – так ярко и выпукло, что можно предположить: стартовав в Туле, пьеса «Знойные мамочки» приживется на российской сцене.
Действие начинается с того, что невестка Эвви (Инна Медведева) приглашает к себе пожить овдовевшую свекровь Черил, а Дэн (Максим Толстиков), ее муж, в отместку зовет на ПМЖ тещу Клодию. И спокойная налаженная жизнь молодых супругов, у которых дети учатся в закрытой школе, а карьеры идут в рост, заканчивается.
Поскольку две дамы «элегантного» возраста – натуры сильные и даже эгоистичные, каждая начинает требовать к себе внимания, капризничать, ревновать. Потом в доме появляются их друзья: бывший алкоголик Петр (Геннадий Вершинин), импозантный седой джентльмен Рас Ниари (Виктор Ананьин) – его фамилия уже заставляет расхохотаться российскую публику – и энергичный ковбой Стэн Уокер (Игорь Небольсин), и – «продолжение следует», но уже на новом витке.
Каждый актер нашел для своего персонажа яркие краски, изобразительные приемы не повторяются, хохмы следуют одна за другой, по нарастающей.
И тут можно бы зайти  в тупик, когда зритель устанет смеяться и даже на комедии начнет скучать. Но режиссер правильно расставляет акценты и делает это так тонко, что спектакль смотрится на одном дыхании.
– В «Знойных мамочках» речь идет о том, что каждый имеет право на свою жизнь в любом возрасте, на свое мировоззрение, на поступки, – сказал после премьеры режиссер Дмитрий Краснов. – Это не разговор о проблемах отцов и детей, и вообще, все, что обсуждается в пьесе, – парадоксально для американского общества. Для них комично уже то, что дети приглашают своих родителей пожить вместе с ними. В Штатах такое немыслимо и потому – уморительно. Там считается, что надо быть полным идиотом, сумасшедшим «на всю голову», чтобы жить со стариками – это нонсенс для американцев. И когда такое происходит хотя бы на сцене, народ уже хохочет…
У нас, к счастью, семья пока еще «семь я», и никого не удивляет, когда несколько поколений проживают под одной крышей. Растеряем ли мы подобную общность под влиянием современных тенденций, принятых во всем мире, или сохраним свой неповторимый менталитет, зависит только от нас… Работая над пьесой, я думал о своей маме, мне бы хотелось, чтобы ее жизнь была насыщенной событиями, радостью встреч, этого я желал бы и всем людям старшего поколения… Вообще, ко всему в жизни нужно относиться позитивно, принимать любые перемены – без грусти, просто радуясь наступившему дню…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий