Культура

08:52, 11 июня 2015

Жизнь в табличках и барельефах

 Нелли ЧУКАНОВА
 Константин КОВАЛЕВ

Трепетное отношение к атрибутам советского периода обнаруживается не только у старшего поколения, но и у молодежи. К примеру, Константин Ковалев, переехав в Тулу из Узловой, на доме № 12 по улице Мориса Тореза увидел проржавевшую жестянку с сообщением о том, что «жильцы соревнуются за высокую культуру и коммунистические отношения в быту». Она и положила начало фотоколлекции «Эпоха в табличках».
Жестянки и мозаика
– Так мне эта табличка понравилась! Это же целый пласт из жизни людей советского времени. Сразу перед мысленным взором предстают те, кто приучал жить соседей в чистоте, причем и физической, и моральной, – рассуждает молодой человек, родившийся в знаковом 1985-м. – Или вот еще. «Открытым огнем нельзя отогревать замерзшие трубы». Так и видишь дядечку с паяльником, который пытается растопить лед в батареях… А вот табличка с изображением спичек, курицы и ее цыплят. Надпись призывает «Не оставляйте детей одних!» Жестянка типовая, изготовлена заводом офсетных пластин города Зарайска, автор картинки – художник Д. Кассиль. И даже тираж выпуска указан. Так я начал снимать все то, что еще осталось со времен СССР, включая барельефы, мозаику, скульптуры. Просто взял велосипед и поехал по улицам, дворам и скверам – искать.
Особенно порадовала Константина бережно проведенная реконструкция здания бывшей швейной фабрики «Чайка», в советские годы наряжавшей в костюмы, платья, пальто и плащи все женское население Тульской области. Облицованный красивым кирпичом двухэтажный дом теперь не узнать, но одну из его стен по-прежнему украшает мозаика, рассказывающая о нелегком труде простой швеи.
Не прошел Ковалев мимо монументальной надписи, водруженной на крышах сразу нескольких многоэтажек: «Тула – город-герой». Она по-прежнему актуальна, но состояние объекта настораживает. На Октябрьской в Туле Константина привлекла первая в городе неоновая вывеска огромных размеров, призывающая водителей и пешеходов к взаимной вежливости, а также барельефы «Слава родине Октября» и тот, что раньше украшал кинотеатр «Октябрь», но ныне тщательно скрыт под новой отделкой здания.
Освоив Тулу, Константин принялся объезжать область. И тут открыл для своих исследований новый пласт – гипсовую скульп­туру.
С кем дружит Венера Пионерская
Из Суворова Ковалев «привез» фонтан «Дружба народов», композицию которого составляют представители разных рас, в Грумантах нашлись весьма трогательные гипсовые девочка и мальчик с собачкой, а по пути на Венев у бывшего пионерлагеря стоит безрукая девушка в галстуке, известная многим как Венера Пионерская. В Ефремове нашлись памятники мужчине в трусах, но с букетом, классикам марксизма-ленинизма, а также писателям и поэтам, создававшим оды новому строю. А еще имеются два явно влюбленных безрогих лося. Или лосихи?
– И в моей родной Узловой, как и в других шахтерских городах, было немало скульптур из гипса – девушек с мячами и веслами, пионеров с горнами и барабанами, упитанных толстощеких карапузов, забавных зверушек и сказочных персонажей, украшавших территории детских садов, – говорит Ковалев. – Что очень важно, в недорогой, а потому широко распространенной гипсовой скульп­туре запечатлевались простые люди труда, ежедневно честно исполняющие свой долг, те, кто мог служить для жителей городов и поселков примером: рабочие, в том числе шахтеры, спортсмены, образцовые отцы и матери, прилежные ученики и ученицы. В этом заключалось воспитательное воздействие скульптуры советской эпохи на народные массы. Увы, сейчас от этих образцов для подражания почти ничего не осталось. Что поделаешь, гипс – материал хрупкий. Чтобы сохранить хотя бы память об утраченных гипсовых статуях, я разыскиваю и переснимаю старые фото в семейных архивах, в ранее изданных книгах и буклетах.
Константин согласен, что было бы неплохо собрать уцелевшие артефакты советской эпохи, отреставрировать и установить где-нибудь в одном месте, чтобы люди могли приходить и любоваться ими. Разумеется, речь идет о тех гипсовых фигурах, что преданы забвению и медленно погибают. А целостные архитектурные ансамбли, подобные тем, что исторически сложились, к примеру, в Липках, необходимо сохранять в первозданном виде, без отрыва от их корней.
Любовь к табличкам до Вены доведет
Даже путешествуя по разным странам, Константин не забывает о своем, казалось бы, чисто «домашнем» увлечении.
Как-то довелось ему побывать в Австрии, и на стене главной достопримечательности Вены – собора святого Штефана – он увидел черную табличку, на которой родными белыми русскими буквами было написано: «8/10 квартал проверен».
– Весной 1945-го, понимая, что их дни сочтены, солдаты вермахта заминировали многие красивейшие исторические здания столицы Австрии, – рассказывает Константин. – После штурма Вены, проводившегося с 16 марта по 15 апреля силами 2-го (под командованием маршала Родиона Малиновского) и 3-го (маршал Федор Толбухин) Украинского фронтов, советским саперам пришлось немало потрудиться, проверяя строения на предмет безопасности. На стенах разминированных уже зданий и появлялись соответствующие таблички. Известно, что во время боев за Вену советское командование старалось предотвратить напрасные жертвы среди мирного населения, а также максимально сохранить красивый город и его историческое наследие. В боях за Вену погибли около 38 тысяч наших солдат и офицеров. В память об этом благодарные австрийцы не только воздвигли в августе 1945 величественный монумент на венской площади Шварценбергплац, но и до сегодняшних дней бережно сохраняют даже такие вот скромные свидетельства прошлого, как табличка, размещенная саперами на стене храма.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему