Рекламный баннер.

Экономика

16:24, 05 апреля 2022

Я иду тебя искать: альтернативы экспортные и импортные

Я иду тебя искать: альтернативы экспортные и импортные

Инструменты – головная боль, проблема № 1 многих производственников в условиях санкций. И об этом директор по развитию предприятия, выпускающего высокотехнологичную машиностроительную продукцию, Алексей Голуб рассказывает как есть.

В чистом поле

– Из-за разрыва логистических цепочек поставка инструментов затруднена, а кроме того, был еще и скачок стоимости материалов, – перечисляет топ-менеджер предприятия на встрече с руководителями ре­гио­наль­ных центра поддержки экспорта и фонда развития промышленности Дарьей Медведевой и Дмитрием Прониным.

– А где закупали? – тут же следует вопрос главы экспортного центра.

– В разных странах Европы и Азии. И ситуация такова, что никто не отказывается поставлять нам эти инструменты. Проблема в том, как их привезти. Проблема в транспорте, – поясняет Голуб.

– Коридоры открываются, например, через Казахстан, Узбекистан, другие страны. Логистика поставок отрабатывается, в том числе и по морям, – набрасывает варианты Медведева.

– У нас номенклатура широкая – несколько тысяч наименований инструментов. И поставщики у них разные, – прорисовывает детали проблемы производственник, попутно отмечая, что справиться с такими сложностями реально, если не пренебрегать идеями чучхе – опираться на собственные силы.

– Мы решили совместно с рядом тульских предприятий, которые используют в работе импортное оборудование, организовать инженерный центр, где станем производить аналоги импортных запчастей, необходимых для обслуживания и ремонта техники. Сегодня тульские предприятия уже пытаются это делать. Будем расширять возможности, набирать инженеров, разрабатывать цепочки. Для этого станем использовать свои производственные мощности и наших партнеров, – рассказывает Голуб, подчеркивая, что производственники заручились поддержкой как правительства региона, так и торгово-промышленной палаты, «Деловой России».

– Пока мы в чистом поле, – говорит аллегориями он. – И сейчас многие испытывают дефицит: делать нужно много, а негде – реально работающих в этом направлении предприятий очень мало.

 Караванами, пароходами…

Илья Фокин руководит бизнесом иного рода: он директор типографии. А проблемы у него схожие с теми, что озвучивает Голуб.

– Есть потребность в комплектующих и деталях для полиграфической техники – это первое. А второе – материалы для печати, которые мы закупали в Европе, – рассказывает Фокин. – Сейчас благодаря помощи фонда развития промышленности и центра поддержки экспорта прорабатываем поставки из Китая и Ирана.

Доставляться товар будет самыми разными путями, почти по «Мумий Троллю»: караванами, пароходами – кораблями, а где-то и по железной дороге.

– В течение недели ждем пробную партию, а в середине мая – уже полноценную поставку, – продолжает полиграфист. – Так что мы с оптимизмом смотрим на ситуацию, тем более что из-за санкций у нас количество заказов увеличилось в несколько раз.

– Вариантов действительно много, – говорит Дарья Медведева, обращаясь ко всем участникам встречи. – Мы рассматриваем немало предприятий в Казахстане, Киргизии и Узбекистане, Иране, с которыми в перспективе могут возникать кооперационные цепочки. Так что сырье, комплектующие можно закупать через них.

 Дело тонкое

Иран – страна, которую в качестве поставщиков рады рассматривать не только полиграфисты. Но тут есть свои загвоздки.

– Восточный менталитет сложен, а в Иране – особенно, – вступает в разговор директор по исследованиям и развитию компании, занимающейся производством огнеупоров для черной и цветной металлургии, ­Сергей Мурат. – Но мы не сбрасываем эту страну со счетов, и личные контакты там нам были бы особенно полезны.

Он отмечает, что поиск новых поставщиков – история расточительная и по срокам, и по затратам. И, главное, начинать приходится с нуля.

– Мы работали с фирмами больше 20 лет, а потому могли рассчитываться сразу лишь на 50 процентов, например. Теперь же мы на новеньких: нас не знают и требуют предоплаты. Так что поддержка логистики и средства на пополнение оборотного фонда на льготных условиях были бы очень полезны, – рассказывает о трудностях компании ее топ-менеджер.

Впрочем, в предлагаемых обстоятельствах Голуб видит возможности для развития:

– Алчевский металлургический комбинат – одно из старейших предприятий Луганской области – обратился к нам с просьбой изготовить для них шиберные затворы взамен импортных. Оте­чест­венные заводы – Трубной металлургической компании – пришли с таким же заказом. А всего с аналогичными заявками вышли 12 предприятий. И на производстве не успевают справляться со всеми, потому там пошли по пути кооперации.

– Мы разместили заказы на изготовление каких-то узлов и деталей на предприятиях региона, а окончательную сборку и доводку выполняем у себя, – делает ремарку спикер, заверяя, что примеров кооперации у предприятия немало. – С поддержкой мы сможем обеспечить и импортозамещение, и даже экспорт.

Интервью

Чего хочет бизнес и в чем он нуждается? Для того и проходят такие встречи, чтобы находить ответы на поставленные вопросы в каждом конкретном случае. Негласно эти беседы получили статус интервью, в которых у людей дела выясняют: что нужно, чтобы в санкциях они видели не препоны, а перспективы.

В начале марта в регионе был создан центр импортозамещения на базе фонда развития промышленности Тульской области.

– Главная задача – помочь предприятиям продолжать бесперебойно работать, – говорит директор фонда развития промышленности Дмитрий Пронин. – Мы содействуем в поиске альтернативных поставщиков или материалов, работаем с торгпредствами. Другой момент – импортозамещение. В этом направлении мы, одновременно с отслеживанием потребностей предприятий, формируем компетенции производственных компаний.

Особая миссия в сложившихся условиях – у ре­гио­наль­ного центра поддержки экспорта, где можно получить целый комплекс мер помощи – от сопровождения экспортного контракта и подбора иностранных покупателей до размещения на международных электронных площадках.

– Одна из мер поддержки первого ре­гио­наль­ного пакета – это субсидирование затрат на логистику: производителям, поставляющим свою продукцию за рубеж, покрывают 80 процентов стоимости доставки товаров до границ России, – рассказывает Дарья Медведева. – И к нам теперь обращаются руководители предприятий со словами: «Спасибо! Отличная услуга. Прежде она была только на федеральном уровне и сложна для получения, а на ре­гио­наль­ном стало все легко. Хорошо бы сделать еще аналогичную помощь для импорта». Ведь проблема в закупках сырья и оборудования оборачивается немалыми затратами на логистику. Так что это актуально, и предложение такое теперь рассматривается для включения в следующие пакеты мер поддержки бизнеса.

Всего же в правительстве региона, по словам экспертов, обсуждается еще порядка 200 форматов помощи предпринимателям.

Роман ПЕТРОВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий