NULL

Инновации

17:39, 27 февраля 2024

Отечественное ПО: от «Авроры» до заката иностранных конкурентов

Отечественное ПО: от «Авроры» до заката иностранных конкурентов

Ирина МЕЛЬХАНОВА
Фото: Александр КУЛАГА

Когда вопрос импортозамещения из разряда стратегических перешел в злободневные, программное обеспечение оказалось едва ли не самым болезненным сектором на отечественном рынке собственной продукции.

Государство бросило впечатляющие ресурсы на создание условий для рождения конкурентоспособных российских разработок. Сегодня «малыши» из числа отечественных ИТ-продуктов уверенно встали на ноги и делают первые шаги. Еще через несколько лет они станут привычными для российских пользователей, и, чтобы дружить с ними в ближайшем будущем, сводить знакомство стоит уже сегодня.

Внимание: выход на платформу

Платформа данных 3.jpg 

Одним из ключевых ИТ-решений, созданных в России с начала 2020-х, стал дата-кластер — платформа данных, аккумулирующая функционал от поиска информации до ее защиты.

Структуру кластера составляют три компании.

«Tdata» — технологический партнер, создающий решения для хранения и обработки больших данных, инструменты их визуализации, а также монетизации.

«Спутник» предоставляет решения для обезличивания и защиты персональных данных, что позволяет сократить потенциальные репутационные риски и убытки от возможной утечки в интернет. Кроме того, «Спутник» способен создавать сложные решения по внедрению высоконагруженных хранилищ.

«IQmen» дает возможность воспринимать информацию «снаружи», из открытых источников и, правильным образом интерпретировав, внедрять ее в конечные бизнес-решения. Компания способна интегрировать любую информацию, включая аудио, видео, СМИ и социальные сети практически на любом языке мира. В платформу внедрены инструменты сюжетирования и мониторинга научной среды, позволяющие отличить хайп от реальной технологической революции.

Проводя понятные неспециалисту параллели, можно сказать, что первая из названных компаний — кровеносная система кластера, вторая — иммунитет, третья — его рецепторы и мозг.

На сегодняшний день эти компоненты апробированы и предлагаются рыночным заказчикам, представленными в любой сфере деятельности.

— За последний год мы сделали три важных доработки, — рассказал директор по искусственному интеллекту и управлению данными «Ростелекома» Сергей Носов. — Во-первых, запустили такой продукт как кластер-менеджер, позволяющий все наши компоненты по одному клику разворачивать на любой платформе, включая облачные решения и гибридные форматы. Во-вторых, доработали инструмент управления данными: теперь он может, как решать задачи классического управления, так и выступать инструментом профилирования и контроля качества данных. Третье новшество — интеграция в «Публичное облако 2.0», теперь все наши продукты присутствуют там.

В заключение отметим, что представленная ИТ-сообществу платформа данных — не просто «коробочное» решение, поскольку «Ростелеком», уже активно использующий ее, предлагает «в комплекте» собственный опыт и экспертизу.

Дорога в «облака»

Публичное облако 4.jpg 

Технология отечественного облачного сервиса «Публичное облако 2.0», упомянутого выше, имеет масштабную дорожную карту развития. Но уже сейчас можно говорить о том, что все слои программного обеспечения, где используется облачное решение, импортозамещены на сто процентов.

Значимость разработки и возлагаемые на нее надежды можно оценить уже хотя бы по тому, что «Публичное облако. 2.0» было представлено на площадке «Цифрового делового пространства» в Москве в числе новых ИТ-платформ и ИТ-решений для бизнеса по итогам 2023 года.

Запрос на использование искусственного интеллекта и больших данных в последние годы сделал облачные решения основой ИТ-стратегии многих крупных компаний.

Вопросы импортозамещения и информационной безопасности в этом контексте приобрели первостепенную значимость.

Путь к созданию отечественного публичного облака начался 12 лет назад, а на сегодня — это свыше 150 тысяч виртуальных машин, около 3 тысяч крупных корпоративных и государственных заказчиков.

 — По нашей оценке, каждый второй житель России так или иначе соприкасается с нашим облаком, используя информационные системы, размещенные в нем, — рассказал директор по продуктам «Ростелеком-ЦОД» Александр Обухов. — При перезапуске в 2023 году мы сделали его ближе к клиенту любого масштаба, усовершенствовав личный кабинет, создав витрину облачных сервисов, обеспечив автоматизацию заказа и разворачивания услуг, омниканальную техническую поддержку.

В планах на 2024 год — появление маркетплейса, облака для размещения критической информационной инфраструктуры, для решения различных задач в области искусственного интеллекта, а также отраслевых облаков.

Широкому распространению этого сервиса будет способствовать, в том числе, увеличение количества стоек Центров обработки данных (ЦОД) — уже к 2028 году «Ростелеком» планирует нарастить их число вдвое.

При этом огромный потенциал в части облачных решений, по словам Александра Обухова, имеют на сегодня регионы России. Там планируется открыть порядка 50% от общего числа запланированных стоек ЦОД. 

«Аврора». Новый залп

Аврора 4.jpg 

Пятую версию полностью отечественной операционной системы «Аврора» эксперты ИТ-отрасли оценивают как первый реальный шаг к замещению Android и iOS на российском рынке.

«Аврора» прежде уже успела зарекомендовать себя в качестве надежной доверенной ОС на прошедшей в 2021 году Всероссийской переписи населения. Но пока в нашей стране ее знают только как корпоративное решение для локальных систем.

Новая версия делает шаг к расширению сферы использования, предполагающий в перспективе выход к потребителю на личные устройства.

Серьезной подвижкой в этом вопросе стало кардинальное изменение интерфейса операционной системы.

Перед командой разработчиков стояла задача сделать освоение «Авроры» предельно простым и интуитивно понятным для пользователей, работающих сейчас под наиболее распространенными ОС на мобильных устройствах.

Не копируя оформление и функционал, создатели пятой версии отечественной операционки обеспечили эффект узнаваемости, а ряд возможностей даже усовершенствовали.

В частности, «Аврора 5.0» получила собственную механику жестов. К примеру, привычный свайп сверху вниз, не всегда позволяющий пользователю захватывать всю поверхность экрана, заменило движение, напоминающее скобу — таким образом панель управления можно перетянуть на удобную позицию.

Пятая «Аврора» для планшетов, по словам генерального директора «Открытой мобильной платформы» Павла Эйгеса, не станет «растянутой» копией ОС для для смартфонов. Для каждого из этих видов устройств создан собственный интерфейс, принципиально разный и отвечающий особенностям использования.

Логическим продолжением презентации «Авроры 5.0» стало объявление о создании Aurora Foundation, призванной на начальном этапе консолидировать усилия отечественных игроков рынка, а в дальнейшем — обеспечить устойчивую независимую от иностранного влияния экосистему, объединяющую производителей устройств, разработчиков ОС, приложений и мобильных систем, облачные ресурсы хранения, решения по информационной безопасности, платежные сервисы, магазины приложений и ряд других ключевых игроков.

Создатели видят Aurora Foundation открытым сообществом, в процессе поэтапного развития наращивающим число участников.

В долгосрочной же перспективе, по словам директора по развитию цифровых технологий «Ростелекома» Леонида Новожилова, мобильная экосистема «Аврора» рассматривается как предтеча создания национальной мобильной среды в России.

Облачные решения и заоблачные перспективы

Базис 2.jpg 

Обновленная линейка продуктов «Basis» — еще один ИТ-«малыш», к которому имеет смысл присмотреться.

«Basis» — молодой бренд, ему всего два года, но за ним стоит около 10 лет профильных разработок в области систем виртуализации и синергия трех ведущих игроков ИТ-рынка — компаний «Тионикс», Digital Energy и «Скала Софтвер».

 — Теперь мы — номер один на рынке по объему обслуживаемых мощностей, по числу обслуживаемых объектов критической инфраструктуры. 95% Государственной единой облачной платформы (ГЕОП) работает на наших решениях, а всего полтора года назад этот показатель составлял 5%. Мы стали стандартом не только в ГЕОП, но и в ГОСТЕХе. А это значит, что более 120 информационных систем, включая государственные, работает на наших решениях. — рассказал вице-президент по IТ-эксплуатации и инфраструктуре «Ростелекома» Давид Мартиросов.

Помимо того, что компания широко представлена в государственных сервисах, 70% ее выручки на сегодня является коммерческой. 700 клиентов работают на решениях бренда «Basis» каждый день.

На конференции «Basis» представил обновления двух ключевых продуктов: платформы динамической инфраструктуры и платформы виртуализации рабочих мест.

По словам спикера, обновленная линейка стала ответом на запрос отечественного рынка по импортозамещению подобных ИТ-продуктов.

Появившиеся в «Basis» виртуальные ЦОДы, биллинг и предбиллинг, «личный кабинет», управление дополнительными услугами и другие возможности обновленного ПО призваны закрыть все запросы клиентов во всех сегментах рынка.

Также в экосистему «Basis» включен гипервизор, обеспечивающий паритет производительности по процессору, памяти и сети. Теперь эта технология доступна в рамках техподдержки во всех продуктах линейки «Basis».

 — Мы поддерживаем 9 из 10 сценариев, которые есть в иностранных решениях, и это — наиболее популярные сценарии, покрывающие 98% потребностей клиентов. Кроме того, появился геораспределенный кластер, наш продукт стал на 22% быстрее, а это — снижение затрат для заказчика. В целом же второе поколение «Basis» вобрало в себя реализацию более ста пожеланий наших клиентов, — резюмировал Давид Мартиросов.

Сказка какая-то

Лукоморье 2.jpg 

Отечественная платформа «Лукоморье» для полного цикла создания программного обеспечения — один из самых крупных проектов «Ростелекома» по импортозамещению среды разработчиков.

Отдельные модули системы также получили названия, отсылающие русским народным сказкам, но «сказочные» названия у прямых конкурентов улыбки сегодня уже не вызывают.

Функции ядра берет на себя «Яга» — платформа корпоративных коммуникаций и управления.

Подсистема «Яги», предназначенная для обмена информацией внутри команд проекта, получила название «Кощей».

За выявление уязвимостей, статический и динамический анализ кода отвечает «Феникс».

Набор инструментов машинного обучения — «Сирин».

Маркетплейс плагинов и артефактов — «Ярмарка»…

Со временем появятся и другие модули, уже находящиеся в разработке. По предварительным данным, экосистема «Лукоморья» объединит порядка 50 компонентов.

Появление этой платформы для разработчиков ПО было определено уходом зарубежных вендоров с российского рынка. В отсутствии доступных отечественных аналогов продуктам Trello, Jira и Confluence «Ростелекомом» было принято решение о создании собственных продуктов для управления проектами и базой знаний.

Разработчики прогнозируют, что искусственный интеллект, внедренный в «Лукоморье», позволит российским специалистам облегчить процесс создания собственного ПО на 70%.

Более пятидесяти коннекторов к наиболее популярным элементам уже созданы или находятся в процессе создания. Их внедрение означает для пользователя возможность самому настраивать проекты и выбирать методологию.

Встроенные инструменты миграции позволят, по словам директора по развитию информационных систем «Ростелекома» Дария Халитова, совершить корректный переход на «Ягу» с подобных иностранных инструментов, ушедших с российского рынка — со всеми проектами и без потерь. А упростить для клиентов переход в «Лукоморье» призваны дружественные интерфейсы «Яги» и «Кощея», максимально приближенные к интерфейсам импортозамещаемых компонентов.

Продажи стартовали в январе 2024 года, и продвижение идет отнюдь не «на курьих ножках». Несмотря на несерьезные названия нового ИТ-продукта и его составляющих, разработчики возлагают на «Лукоморье» большие надежды. А в обозримом будущем прочат этой платформе глобальную функцию обеспечения цифрового суверенитета страны. 

ПАО «Ростелеком». www.rt.ru 
Реклама. erid: 4CQwVszH9pWwJHRVEKq

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий