Крупным планом

14:36, 17 мая 2022

Дульная, ствольная… атомоходная! - Михаил Жежель, командир подлодки Тула о службе и не только

Помните ли вы детскую песенку про пингвинов, которые веками жили в Антарктиде, а потом познакомились с людьми и стали слушать радиоэфир?

Так вот белые медведи, которые обитают по нашу сторону земного шара, тоже очень любопытные животные! И когда огромная субмарина пробивает толстенный лед, а потом всплывает в снежной пустыне, первым гостем российских подводников становится, как правило, белый медведь. Ну а моряки, соскучившись по общению, тут же начинают кормить пришельца, кидая ему консервы со сгущенкой.

Люди не вскрывают жестяные банки, чтобы зверь не поранил морду, при этом он сам легко расправляется с добычей, наступив на нее мощной лапой. И как тут снова не вспомнить детство с добрым мультиком про Умку?

Кстати, имя милого медвежонка не так давно стало названием комплексных морских учений, проведенных в Северном Ледовитом океане. В ходе этой масштабной «экспедиции» корабли и сухопутные подразделения проверяли слаженность и боеготовность. Ну а наибольшее внимание публики привлекло поистине уникальное событие – всплытие трех подводных ракетоносцев в строго заданном квадрате прямо на ледяном поле.

АПЛ Тула во льдах арктики.jpg

Флагманом в этом «ювелирном» мероприятии стала атомная субмарина «Тула». Ее экипаж совсем недавно по приглашению губернатора области Алексея Дюмина побывал в столице оружейников и прошелся парадным строем в день нашей Великой Победы.


 А командир подводной лодки кап-два Михаил Жежель участвовал и в акции «Бессмертный полк», пронеся портрет своего прадеда, который пропал на Невском пятачке…


Молодой с легендарного

Жежелю 36 лет. И это не просто отважный мореплаватель, а один из самых молодых командиров атомных подводных лодок.

Отец и дед нашего героя тоже служили на военном флоте. Но они покоряли Тихий океан, а их внуку и сыну достался Северный Ледовитый.

– В начале 90-х годов наша семья переехала из славного города Владивосток в героический Санкт-Петербург. А когда мне исполнилось десять лет, я поступил в Кронштадтский морской кадетский корпус. Окончив его, я стал курсантом Военно-морского института радио­электроники, – рассказывает наш собеседник, скромно упуская тот факт, что конкурс на его факультет превышал восемь человек на место!

После вуза Михаил Жежель попал в город Гаджиево Мурманской области в дивизию подводных лодок Северного флота. Именно здесь прошло его офицерское становление, которое началось с должности инженера вычислительной группы радиотехнической боевой части атомной подводной лодки «Тула». А потом снова пришлось учиться. Окончив высшие специальные офицерские классы, Жежель стал командиром боевой части, затем – помощником командира, старпомом, а после был назначен командиром грозного ракетоносца…

1651245590214.JPG

– Имя города-героя Тулы крейсер носит с 1995 года, а построен он был еще в 1987-м, – рассказал Михаил Жежель, общаясь с тульскими ребятами на уроках мужества, которые были проведены в рамках Всероссийского проекта «Диалог с героями» в Тульском парке «Патриот» и ряде учебных заведений областной столицы. – Внутри наша легендарная «Тула» постоянно обновляется, проходит ее модернизация и, конечно, плановый ремонт. В свои 35 лет мощности подводного крейсера позволяют ему находиться под водой порядка трех с половиной лет, не поднимаясь на поверхность! Пресную воду и воздух для дыхания вырабатывает умное оснащение… Впрочем, как правило, наши походы не превышают 90 суток. Зато каждое погружение – это всегда шаг в неизвестность!

АПЛ тула 1.JPG


И буднично, и судьбоносно

Находясь в автономном плавании, труднее всего мириться с тем, что нет информации от близких. С суши на лодку могут передать только самые экстренные новости – например, о том, что родился ребенок. Поэтому после трех месяцев под водой моряки, как дети, радуются солнцу и глотку свежего морского воздуха.

Ну а можно ли привыкнуть к жизни по строгому распорядку, к толще воды и льда над головой, к незримому присутствию вероятного противника и колоссальному грузу ответственности? Дело в том, что в подводный экипаж набирают только проверенных военных, которые отдают себе отчет, что служба на атомном ракетоносце – одна из самых трудных в армии. Находясь за сотни миль от дома, этим плавучим городам приходится действовать в отрыве от других «союзных сил». Лодки регулярно патрулируют районы, в которых им предстоит действовать в случае начала военного конфликта. Моряки зорко следят за чужими кораблями и субмаринами и находятся в полной готовности применить ядерное оружие, ведь командиры атомных ракетных крейсеров вправе принимать судьбоносные решения!

Но, как говорится, война войной, а обед всегда по распорядку. Кормят подводников четырежды в день, при этом три повара готовят еду почти на 140 человек! Случайных людей среди коков нет, ведь на них лежит задача сделать каждый прием пищи сытным, вкусным и разнообразным. Неудивительно, что за поход многие подводники прибавляют в весе килограммов по восемь-десять.

По субботам личный состав всегда ждут баня и сауна, есть на лодке и спортзал, и даже своя амбулатория, где в условиях автономного плавания могут зашить любой порез или даже удалить аппендикс.

Из приятного – «экватор» похода всегда отмечается днем Нептуна и посвящением в подводники, когда «новобранцам» дают выпить большую кружку соленой воды… Что же касается личной жизни, то распорядок дня таков, что о ней приходится забыть. Моряки несут службу круглосуточно, а о подругах вспоминают с улыбкой: «Ha пoдвoднoй лoдкe мoжнo любить тoлькo oдну жeнщину – Poдину! А онa, кaк peвнивaя жeнa, coздaет тeбe вce уcлoвия, чтoб ты eй нe измeнял».

Один раз в десять лет атомный подводный ракетоносец отправляется в док на капремонт. В альма-матер, в Северодвинске, лодку поднимают на высоту, чтобы очистить ее борта от водорослей и ракушек, которые выбрали субмарину как свою землю обетованную. Ну а после плановых мероприятий и тщательного обновления лодка снова отправляется на службу.

Тула во льдах арктики 2.jpg

Грозные и щедрые

– Атомные ракетные крейсеры стратегического назначения – один из компонентов ядерной триады России, предназначенной для сдерживания сил потенциального противника и поддержания паритета между странами, – поясняет Михаил Жежель, отвечая на вопросы подростков. – Я напомню вам, что в мире существует девять держав, владеющих ядерным оружием, а на долю России и США приходится девяносто процентов. Ядерная триада нашей страны – это ракетные войска стратегического назначения, стратегическая авиация и стратегические морские силы, куда и входит атомный подводный флот. Он представлен двенадцатью подводными лодками, которые распределены по двум флотам: Тихоокеанскому и Северному. Что же касается нашего крейсера, то он имеет два ядерных реактора и несет на своем борту шестнадцать баллистических ракет.

Крейсер «Тула» уже не раз признавался лучшим по боевой подготовке на Северном флоте и заво­евывал приз главкома Военно-морского флота за ракетную стрельбу. Не так давно экипажу атомохода посчастливилось участвовать в стрельбах, проходивших в приполярном районе, для подтверждения возможностей оружия. Ракета, выпущенная с «Тулы», с расстояния в 10 тысяч километров тогда четко попала в цель, а капитан второго ранга был представлен к ордену Мужества.

fy6aSKjhU9Ucn5zgmt9nri36ImA9lsnNMS6BIHuQ2GEZRBMl6_KJ2bqSzZPtUFjYLoVaNpV8gn_1fa2MdOvI1lIu.jpg

Грянувшие потом арктические учения стали настоящим вызовом для личного состава подлодки. В районе архипелага Земля Франца Иосифа температура воздуха опускалась до отметки минус 30 градусов, толщина льда местами превышала 1,5–2 метра, а ветер в порывах достигал 32 метров в секунду! Но даже в сложнейших климатических условиях все поставленные задачи были выполнены. Кстати, всплытие во льдах выполнялось и в советские времена, но одновременное появление над водой сразу трех атомоходов произошло впервые. За успешно проведенные стрельбы и за отличные результаты члены экипажа подлодки «Тула» были представлены к государственным наградам. За «Умку» Михаил Жежель получил свой второй орден Мужества …

– Управлять мощной подлодкой, на борту которой находятся ядерные реакторы и межконтинентальные баллистические ракеты, для меня большая честь и ответственность. Сегодня на Северном флоте десятки кораблей и подводных лодок имеют на­именования российских городов: «Североморск», «Снежногорск», «Владикавказ», «Калуга», «Орел», «Карелия», «Тула», «Екатеринбург», «Псков», «Нижний Новгород»... А это значит, что у нас за спиной жители этих и других населенных пунктов, которых мы должны защищать. Очень приятно, что и они помнят о «своих» моряках, передают нам подарки, приглашают в гости на праздники. Тыл – это та составляющая, без которой невозможно движение вперед…


Крепкий и надежный тыл должен быть и у каждого моряка. Михаила Жежеля из дальних походов ждут жена, сын и дочка.

АПЛ встреча с семьей после долгого похода.JPG

Таких же верных и любящих близких ­кап-два пожелал ребятам, которые решат посвятить свою жизнь защите родных просторов. А чтобы мечта стала реальностью, призвал активно штудировать математику, информатику и физику, заниматься спортом и… учиться делиться сгущенкой!


Людмила ИВАНОВА 

Фото Сергея КИРЕЕВА и из личного архива Михаила ЖЕЖЕЛЯ


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему