Крупным планом

08:38, 04 сентября 2024

Отечество и Царское Село: гость номера - Ольга Таратынова

Отечество и Царское Село: гость номера - Ольга Таратынова

Директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова не без труда нашла время на встречу. На два дня пребывания в Тульской области она наметила такую культурную программу, что не всякий завзятый турист осилит.

 — Жаль, не получается охватить все, что хотелось бы. У меня через шесть часов поезд, поэтому нужно очень быстро передвигаться. Сейчас поеду в Богородицк. Очень хочу увидеть парк, созданный по проекту Андрея Болотова. Если повезет, и во Дворец Бобринских успею.

Когда еще в Тулу попаду, не знаю, но максимально хочу. И по Музейному кварталу погулять без спешки, и на Куликово поле съездить — я там не была никогда в жизни, к своему стыду. Вот и на этот раз не успеваю…

Мне нравится открывать для себя Тульскую область. Хочу увидеть что-то новое, чего еще не знала про нее. Например, подсказали про Епифань, Крапивну, теперь они меня интересуют тоже. В музее оружия в Туле была. И в Ясной Поляне была в прошлый раз, но ее можно бесконечно посещать…

— Значит, вы у нас не впервые?

 — Я во второй раз здесь. Сейчас привезла совместную с ГИМом выставку «Забытая война». Мы ее открыли в подразделении Исторического музея на улице Металлистов.

А когда была в прошлый раз, лет шесть назад, этого музея не было. Как, впрочем, и всей этой улицы — в том виде, какой она стала теперь.

Тула очень похорошела. Ей на пользу музейная улица, как и многие другие перемены, случившиеся за последние несколько лет. Такой активности, бурлящей жизни, такой красоты я не ожидала. Тула замечательный город.

— То, что туляки знают про «Царское село», неудивительно. А мы-то вам чем интересны? Как «Забытая война» попала в Тулу?

 — Во-первых, нам был интересен опыт работы с Историческим музеем. И, надо сказать, работать с ним оказалось приятно. Не всегда совместные выставки сопровождаются таким полным взаимопониманием.

Про то, что в Туле будет филиал ГИМа, я узнала еще на том этапе, когда об этом подразделении можно было говорить только в будущем времени.

А около года назад мы разговорились с Алексеем Константиновичем Левыкиным, и захотелось сделать общую выставку. Вспомнили, что в 2024-м исполнится 110 лет с начала Первой мировой войны. А у нас на эту тему целый музей «Ратная палата» — единственный в России музей, посвященный этому историческому событию. И нашему музею 10 лет исполняется, тоже круглая дата…

Вот и решили, что это хороший повод двух наших музеев, чтобы встретиться в Туле. На мой взгляд, прекрасная идея, и мы об этом решении не пожалели. Отличные условия, выставочные площади, здание — все радует.

Я, действительно, радуюсь за ваш музей, за то, что он держит такой высокий уровень, можно сказать, всероссийский. И представляет ГИМ за пределами столицы очень достойно, на мой взгляд.

— Теперь, когда выставка уже открылась, можно оценивать опыт коллаборации?

 — На мой взгляд, он удался. По-моему, выставка получилась очень достойная. И теперь думаю, что мы сюда приедем еще, если позволит Алексей Константинович. У нас много общих тем.

Например, можем проиллюстрировать быт семьи последнего российского императора, ведь с 1905 года Николай II и его домочадцы жили в Царском Селе, а не в Зимнем дворце, как многие думают. И в 1917 году именно из Царского Села, из Александровского дворца они уехали в ссылку в Тобольск и далее.

Найдутся и другие взаимно интересные для нас и вас темы. Тула — отличное место для выставки, и нам есть что тулякам показать.

— Речь сейчас не только о «Ратной палате»?

 — Да, это могут быть другие музеи, входящие в «Царское Село». Наверное, многие не представляют масштабов нашего музея-заповедника. Частенько люди думают, что у нас есть Янтарная комната, и на этом все.

А это огромный дворцово-парковый ансамбль — 300 гектаров! Екатерининский, Александровский, Баболовский парки с одноименными дворцами и различными павильонами. Мемориальный музей — Лицей, «Китайская деревня», «Арсенал», «Белая башня»… Императорская ферма, мосты и уникальные инженерные сооружения. Восхитительные парки, сады, пруды и каналы…

— Видимо, на дворцово-парковый ансамбль Бобринских в Богородицке вы не случайно хотите посмотреть?

 — Совсем не случайно. Я ведь не только директор музея-заповедника «Царское Село», но еще и председатель Ассоциации исторических садов и парков. Очень много парков входит в это объединение, можно сказать, все главные исторические ландшафтные и усадебные парки России, включая Яснополянский, Михайловский, сады Русского музея, Гатчины, Павловска, Крымского дворца, Никитский ботанический сад… Всех на память и не перечислить.

Вот моя параллельная деятельность, моя любовь — это история российских садов.

— Как содержать такое колоссальное хозяйство, не имея «императорских» возможностей?

 — Нелегко. Надо понимать еще, что, огромные разрушения музейно-парковому комплексу принесла Великая Отечественная война.

В последние 15 лет занимаемся восстановлением, в первую очередь, Екатерининского дворца и парковых павильонов, и нам уже многое удалось. Работы во дворце практически завершены, на следующем этапе — к новому году поближе, надеемся восстановить после военных разрушений все павильоны, кроме трех.

Потом придет очередь Баболовского дворца во всем его великолепии.

Александровский, построенный Екатериной Великой для своего любимого внука Александра I, сейчас тоже в стадии реконструкции. Уже проведена колоссальная работа. Сегодня половина дворца открыта — это как раз личная половина Николая II и его семьи, и там очень интересная экспозиция сейчас, ведь это именно те личные комнаты семьи, в которые посторонние люди не допускались. Лишь очень узкий круг людей туда заходил. И все это сейчас уже открыто, уже работает.

Теперь всячески стараемся приблизить открытие второй очереди.

— Ратная палата — пантеон воинской славы России, посвященный Первой мировой войне, по сравнению с другими вашими музеями, малоизвестна широкому зрителю. Почему все, что связано с этой войной так стараются забыть?

 — Выход России из Первой мировой на фоне смены режимов в 1917 году был скомканным и обидным, а ведь у нас были все шансы войти в число победителей вместе с Антантой.

Никто не любит рассказывать о собственных поражениях, люди хотят помнить историю своих побед. Наверное, поэтому Первую мировую долго предпочитали не вспоминать.

Мы сейчас много говорим о том, чтобы не дать переписать прошлое, имея в виду Вторую мировую, для нашей страны — Великую Отечественную войну. Но ведь нельзя ни одной страницы забывать. И нету, наверное, ни одной нации в мире, которая бы только побеждала. Это судьба всех государств, нормальный исторический процесс.

Главное, что не то, что мы выиграли или проиграли, как история показывает, это не очень существенно. Главное то, что более двух миллионов российских воинов легло на полях сражений этой войны, и нужно о них помнить. Нужно понять причины проигрышей и вспомнить о победах, которые были. Брусиловский прорыв, крепость Осовец — это образцы абсолютной стойкости русских солдат. «Забытая война» и об этом тоже.

— Уже несколько лет Тулу с чьей-то подачи называют третьей музейной столицей. Как со стороны компетентного наблюдателя, дотягиваем ли мы до такой оценки?

 — Я еще не настолько изучила ваши музеи, чтобы оценить все в комплексе, но вот вашу улицу Металлистов мне так и хочется переименовать в Музейную. Такое внимание к музейной культуре уникально. Еще несколько лет назад казалось немыслимым, чтобы в одном городе, на одной улице открылись бы полноценные представительства и Куликова поля, и ГИМА, и театрального музея Бахрушина, который, знаю, тоже скоро у вас появится…

Я считаю, что это очень позитивное обстоятельство для Тулы и правильный путь — на сто процентов. Культура, в том числе музейная, чего уж тут говорить, часто бывает недооценена в каких-то регионах. А вот у вас сейчас все в порядке с этим.

Если народ не знает о своем городе, об истории своей страны, это не совсем народ, это толпа, так ведь? Поэтому прекрасно, что туляки будут знать и о театральной деятельности, и о великих сражениях, и об искусстве, и о своей истории. Ведь это целый мир, понимаете? Очень хорошо, что у вас все это есть. Это действующая сила социальных перемен к лучшему.

— То есть культура, появляющаяся извне, все-таки формирует культуру внутреннюю?

 — Формирует. И знаете, почему? Ваша внутренняя, локальная история и культура — она часть общей культуры и истории страны.

Я сейчас много езжу с передвижными выставками, и всегда, когда это возможно с учетом тематики, мы включаем в них историю конкретного региона. Это всегда очень интересно для живущих там. Важно чувствовать, что твой город, а значит, и ты вместе с ним — неотъемлемая часть великой российской истории.

Знаете, ведь так получилось, что в вставке «Забытая война» тоже частичка тульская есть. Художник, запечатлевший императорский поезд, родом из Тулы. Вошел, так сказать, в иконографию Первой мировой.

Я думаю, что, если посмотреть внимательно, в истории России вообще очень много отсылов к Тульскому краю. Я даже за один вчерашний день узнала многое.

У вас прекрасный край, и развивается он очень активно.

Вечером шла по вашему Музейному кварталу — там не просто людно, там процентов восемьдесят — молодежь, и это очень хорошо. Значит, люди остаются в этом городе и будут оставаться. Культура — лучшая социальная политика во все времена.


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий