NULL

Крупным планом

23:40, 15 марта 2023

Ожиданием своим ты спасла меня

Ожиданием своим ты спасла меня

Ирина Мельханова
Фото: Геннадий Поляков, Дмитрий Черба



Выставка фотопортрета «Жены героев» открылась в атриуме Тульского кремля.

 

Зеркала душ

В богатейшем, изобилующем смыслами и оттенками русском языке для них, все же, нет вернее определения, чем «мужественный». Мужественная.

Горько, что это слово сегодня применимо и к женщинам. Матери и дочери, жены и подруги тех, кто сегодня с оружием в руках отстаивает интересы России в специальной военной операции – могут и должны быть только такими: сильными в вере, самоотверженными в быту, безусловно надежными в любви, несгибаемо стойкими и бесстрашными в ожидании. Героями. Не в меньшей степени, чем мужчины, которых они ждут.

IMG_7523.jpg

57 портретов.

На каждой фотокартине – юная, нежная, бесконечно волевая, сильная женщина. Нарядное платье или легкая блуза, а поверх, на левом плече – китель мужа. И боевые награды на каждом кителе – словно их ордена и медали. В каком-то смысле, так оно и есть.

57 пар глаз.

Можно просто смотреть в их глубину, до дна, и не нужно вопросов. Всё там.

57 писем.

Будто сложенный треугольником полевой почты и вновь расправленный – исписанный от руки тетрадный листок рядом с каждым портретом. Самые важные и нежные, самые нужные слова для единственного, родного – мужа и папы. У большинства участниц проекта есть дети, они тоже ждут. И перед ними нельзя выдавать сомнений, тревоги, недопустимо поддаваться нахлынувшей грусти. Такая женственная, такая мужественная мама знает – все будет хорошо.   

IMG_7906.jpg 

Три сестры

На стенде в первом ряду – три картины. В трех женщинах, разговаривающих поодаль, безошибочно узнаются героини портретов.

Дарья, Наталья, Анна. Фамилии здесь не нужны, известность не уместна.

IMG_7518.jpg

- Конечно, мы знакомы, мы тут все друг друга знаем, - улыбается Дарья. - С самого начала спецоперации каждая поддерживает таких же жен, как и она. Если бы смогли морально выдержать, мы бы и сами, наверное, организовали подобный проект. Но в это время были другие заботы: о мужьях, детях. А когда узнали о проекте, пришли, не раздумывая. И все было сделано на высшем уровне: такие же девочки, как мы, встретили, детям подарки передали. Много доброты и сопереживания. Никто никого не выделял, всем сделали искренние, трогательные – настоящие, фотографии. Потом мы сами отбирали те снимки, которые больше всего понравились. На их основе и созданы портреты.

- Наши мужья их пока еще не видели, - продолжает Наталья. - Теперь только в очередном отпуске посмотрят. Мой и Дашин участвуют в спецоперации с первого ее дня, 24 февраля прошлого года пересекли границу, с тех пор в строю. У Ани муж в зоне проведения спецоперации с осени прошлого года. Все трое были ранены. Все трое после этого снова вернулись в зону военных действий. У нас с Дашей даже совпадение получилось: наши мужья, изначально зачисленные в разные подразделения, в марте прошлого года участвовали в одном бою, где оба были тяжело ранены. И мы с ней вместе ездили в Москву, в Главный военный клинический госпиталь имени академика Бурденко…

- 6 марта был год со дня их ранения, - рассказывает Дарья. - 7 марта мне сказал об этом командир мужа, а 8-го он сам позвонил. «С праздником тебя», - говорит. А ему: «Не молчи. Я все знаю…» 10 марта мы уже выехали с Наташей в Москву.

- Это во время спецоперации наших мужей определили в разные части, а прежде они служили вместе, - уточняет Анна. - И так получилось, что мы трое познакомились еще в 2018 году. С тех пор и дружим.

 

Словно, я роман с продолженьем пишу

У каждой из наших собеседниц возвращения героя домой ждут дочки и сыновья. У Дарьи и Анны – по двое детей, у Натальи – трое.

- В школе часто проводят «Уроки мужества», и мой старший ребенок – все время у доски, все просят рассказать о папе, - делится Дарья. - Неправда, что в наше время дети стали менее отзывчивыми: когда ребята в школе узнали, что началась специальная военная операция, а у моего ребенка папа там, все без исключения с тех пор поддерживают.

- Вся область – вместе с нами, вся страна, - подтверждает Дарья. - И сами офицерские жены, понятное дело, вместе: мы дружим, и мужья, и дети наши дружат. Прошлым летом в лагере вместе отдыхали. Спасибо губернатору региона – организовал в каникулы поездки для наших детей: в Крыму были, в Алуште.

IMG_7565.jpg

Решение об отправке в зону проведения спецоперации в этих семьях не обсуждалось, как и любой приказ. Жены военных к такому порядку привычны. Как к разлукам, переездам к новому месту службы мужей, и другим обстоятельствам-спутникам гарнизонной жизни.

- Мы с мужем из Орловской области, - объясняет Наталья. - Когда муж уехал служить в Тулу в 2015 году, семья сразу не смогла переехать за ним. Окончательно обосновались здесь только в 2020-ом, пять лет жили «на два города». И вот теперь снова ждем его домой. Ничего, не первый раз, не первый год расстаемся, все будет хорошо.

Письма – те, что стали частью выставки – настоящие. Никто не вмешивался, не подсказывал, не корректировал. И, конечно, эти письма у каждой из женщин – не единственные, адресованные супругу. И дело тут не в ограниченности возможностей телефонной связи.

- Писать письма мужу я впервые попробовала, когда он уехал служить на границу в 2013 году, - вспоминает Анна. - Тогда у меня был первый опыт долгого расставания и жизни надеждой. Маленький ребенок, я одна в городе. И тогда я начала писать письма – ему. Просто писать, никуда не отправляя… И когда на этот раз мы поняли, что расстаемся, возможно, надолго, первый мой совет девочкам был: пишите письма. И мы стали писать. Понимая, что на связь, быть может, долго еще никто не выйдет… И когда появилась возможность отправить первое письмо, все были счастливы. Мы понимали, что ответа никто из нас, скорее всего, не получит. Но всё, что из дома, из сердца – было отправлено. Частичка тепла, частичка души, запах родной…

- Это происходило обычно поздно вечером, когда появлялось хоть немного свободного времени, - продолжает Дарья. - Мы ведь постоянно были заняты, и не только семьей, но и поддержкой наших ребят, собирали посылки, встречались с такими же женами, невестами, матерями, чтобы подбодрить и помочь друг другу. И вот приходишь домой и перед сном пишешь, пишешь… Как сегодня день прошел, как скучаешь без него, почему так долго нет весточки… И так день за днем. У меня уже огромный талмуд из писем составить можно было… А потом удалось разом отправить. И муж их получил! Когда приезжал на короткий отпуск домой, привез все в сохранности. Они теперь лежат у меня в шкатулке. Мои письма, его письма. Наши письма.

- Те послания, что сопровождают наши портреты в проекте, можно сказать, лоскутное одеяло из кусочков прежде написанного, - объясняет Наталья. - Эти письма не специально для всеобщего обозрения сочинялись, тут все от души. Разве что, нас попросили ужать наши послания – пишем мы, конечно, гораздо больше и подробнее. Ну и, зная, сколько людей прочтет наши слова, самое личное оставили себе. И своему адресату. А в целом, то, что наши письма, участвующие в проекте, читают – хорошо. Для кого-то это может стать поддержкой. Кто-то прочтет то, что у него на душе, но высказать не удается.

IMG_7552.jpg 

Не понять, не ждавшим им…

- Случается и плакать, - признается Наталья. - Но сейчас уже меньше.

- Мы держимся вместе, держимся знанием того, что мы друг другу нужны, - подтверждает Анна. - И потом, если я заплачу, ему там тяжелее станет. Я это знаю… Помню, в тот день, когда пришло известие о ранении моего мужа, мы собирали посылки. Огромное количество людей: жены, подруги, матери… Меня отвели в кабинет и сказали: «Твой тяжело ранен». И сразу: «Не дай Бог, ты покажешь своим видом остальным, что что-то случилось с твоим мужем». Потому, что связи тогда ни с кем не было, и каждая жена будет думать, а что там с моим? Нельзя боли и тревоги показывать всем. Хорошо, что мы вместе, что можем поделиться хотя бы друг с другом. У многих ведь и родственники далеко, и с детьми не поговоришь об этом…

- Научиться этой вере, привыкнуть к тому, чтобы быть несокрушимой – нельзя, - серьезнеет Наталья. - Но мы все стали выносливее, жестче. Теперь все воспринимается не так остро. То есть, бывают моменты, когда резко нахлынет – хоть вой, но, в целом, мы стали сильнее. Мы готовы ко всему. Много видели, общаемся и с женами тех, кто уже не вернется, и с ранеными, покалеченными ребятами. Но мы всё преодолеем. Мы дождемся.

- Мы верим. Мы любим, - продолжает Дарья. - Каждый из наших бойцов знает – мы очень сильные жены. И другие ребята знают, что мы можем поддержать не только собственного мужа, но и тех, у кого нет жен. Тем, у кого родные далеко, в Сибири, например, или тем, у кого совсем никого нет – куда тяжелее. Мы это понимаем, приглашаем их, когда они приезжают в отпуска, посылки им собираем. А как иначе, когда мой – женатый, а рядом с ним – трое других, одиноких. Неужто не поделимся?

- Был момент, который не могу забыть, - рассказывает Анна. - Мы тогда собрали первую партию посылок, и они дошли. А потом муж одной из наших девочек позвонил жене и говорит: «Знаешь, мы ведь плакали всей ротой. Мальчик детдомовский, у которого никого нет, никогда не ждал никаких вестей, и тут получил посылку и письмо. От незнакомого человека, но – лично ему адресованное! И в посылке, казалось бы, носочки, печенье… Но это – его носочки, ему печенье. И он плакал. И бойцы с ним плакали». И мы плакали здесь. Потому, что добились того, чего хотели: чтобы каждый из наших ребят почувствовал – его любят и ждут дома.

IMG_7542.jpg 

Вместе

Проект «Жены героев» сегодня объединил несколько десятков городов России и сотни женщин, о которых едва ли кто-то скажет лучше, чем Константин Симонов в одном из самых пронзительных своих стихотворений.

В Тульской области акцию изначально поддержали более полусотни жен военнослужащих, участвующих в специальной военной операции. Именно их портреты – первые в серии, можно увидеть сегодня в атриуме Тульского кремля.

Но уже на момент открытия выставки желание участвовать в проекте выразили еще 30 тулячек. Их портреты, пока еще не созданные, в дальнейшем пополнят онлайн-выставку «Жены героев».

IMG_7954_1.jpg

- Началось с того, что в январе 2023 года собрались четверо наших девочек, готовых взяться за создание этой портретной галереи, - рассказывает Александра – лидер инициативной группы проекта «Жены героев» в Тульской области. - В нашей команде оказались два фотографа, визажисты – такие же жены военных. Начали всего с шести портретов. А потом решили расширить проект: в соцсетях пригласили желающих участвовать. И с тех пор поток заявок не прекращается: теперь в отдельные дни мы получаем сразу по 2-3 письма. Проект очень быстро набрал обороты. Все получилось. Одно только для меня до сих пор сложно: пересматривать на этапе подготовки фотографии. Даже не письма, а глаза этих женщин – передают все. Только загляни в них… Мой супруг тоже сейчас в рядах бойцов СВО. И мой портрет – здесь, рядом с портретами самых любящих, сильных и бесстрашных женщин. Мы не боимся показать свои лица. Мы гордимся мужьями, и этот проект – о том, что их ждет надежный тыл…

Галерея будет и дальше пополняться портретами. И мудрые глаза не выдадут тревоги. Только – гордость, надежда, вера и любовь, не знающая сомнений и расстояний.

Давая старт выставке «Жены героев», на открытие которой съехались большинство участниц проекта, губернатор Тульской области, Герой России Алексей Дюмин говорил с супругами бойцов не как официальное лицо, а как боевой офицер, знающий, что там – на дне сильных глаз.

- Спасибо вам за безграничное мужество, терпение и стойкость, за ваши бессонные ночи и тревоги, за ваших мужей – наших ребят, которые сегодня защищают нашу страну, наш народ, будущее наших детей. Они настоящие герои, - сказал Алексей Дюмин. - В непростое время, когда многое держится на хрупких женских плечах, проект «Жены героев», организованный в регионе – это важный вклад в то, чтобы бойцы знали – их ждет надежный тыл, понимали, что с ними близкие, родные, вся страна. Доукомплектация, дополнительное оснащение автомобильной техникой, приборами и прочим, что необходимо для Победы – всем этим Тульская область помогает и поможет. Но есть поддержка более весомая: весточка из дома, письмо от близких, рисунок ребенка, фотография любимой жены. Все это дорогого стоит.   

IMG_7864.jpg

Алексей Дюмин подчеркнул, что правительство Тульской области, весь регион, страна, народ – делают все возможное, чтобы поддерживать бойцов и их родных, чтобы поддержка эта была достойной. И делать это продолжат на протяжении всей специальной военной операции.

А семьям тех, кто, выполнив долг до конца, встал в строй Бессмертного полка, губернатор пообещал: всестороннюю поддержку регион будет оказывать им не только в означенный временной интервал, а на постоянной основе.

1r1256l9ks36245ddisoqf59mughkbq1.jpg

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий