Крупным планом

09:30, 05 марта 2023

Учитель через всю жизнь. Профессор ТулГУ Ольга Заславская

Учитель через всю жизнь. Профессор ТулГУ Ольга Заславская

Андрей ЖИЗЛОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ
 
«Я с пяти лет знала, что буду учителем. Писала за кукол диктанты, намеренно делая ошибки, а потом тетрадки тщательно проверяла. А в восемь лет говорила им: „Дети, сейчас я расскажу вам о Пушкине“. Правда, тогда этими словами мои знания о Пушкине и ограничивались», — рассказывает профессор Ольга Заславская, заведующая кафедрой теории и методики образования ТулГУ.

Красные чернила

Действительно, есть люди, которым призвание будто бы на роду написано. Ольга Владимировна — из таких людей. Ее родители — выдающиеся преподаватели: мама — известный литературовед, доктор филологических наук Галина Ивановна Лубянская, отец — кандидат педагогических наук Владимир Борисович Мошкевич. Так получилось, что в Тульском пединституте Ольга училась как раз у родителей, и это было тяжело: страшно разочаровать самых близких и значимых для тебя людей. И не разочаровала, окончив вуз с красным дипломом.

 — Мама из простой и талантливой семьи коренных туляков. Родители отца — юрист и учительница. Когда дед, военный юрист, вернулся с фронта и семья обосновалась в Туле, бабушка начала преподавать в начальных классах школы № 4, она располагалась в милом особнячке, там, где сейчас «Октава». Я приходила туда и видела на доске имена золотых и серебряных медалистов, и среди них — имена папы и маминого брата Владимира Лубянского. Так что я учитель в третьем поколении: у нас в жилах течет уже не кровь, а красные чернила. Не самая плохая формула крови для того, кто работает в системе образования, — улыбается Заславская.

Еще во время учебы в институте Ольга показала себя активным человеком и после окончания вуза семь лет проработала в комсомольских аппаратах, хотя и там была связана со школой и просвещением. Но в начале 80-х, попав на работу в обком комсомола, поняла, что это — уже не ее. И в сентябре 81-го устроилась учителем в 54-ю школу.

 — Я оказалась в той же ситуации, что и в восемь лет, когда говорила: «Дети, я расскажу вам о Пушкине», а рассказать было нечего, — вспоминает Заславская. — Я заново изучала русский язык и литературу. Параллельно работала на подготовительном отделении в ТГПИ. А в школе через год мне дали два десятых класса: этих ребят прежний учитель взял в девятом и просто угробил. А я довела их до выпуска и горжусь ими! Недавно встретила одного из них — и он мне сказал про ту нашу учебу: «Это был творческий процесс!»

Ценность педагогического творчества заметно выросла в годы перестройки — степень свободы приобрела новые качественные значения. В 1985 году Ольга Владимировна стала завучем и активно участвовала в демократизации учебного процесса, порой до ночи у школьных ступеней обсуждая с коллегами новаторские идеи.

Школу я люблю больше всего

Тогда же, параллельно школьной работе и благодаря ей, формировался и научный интерес. В то время связан он был с методикой преподавания литературы. В 1990 году в Московском государственном педагогическом институте имени Ленина Заславская защитила кандидатскую диссертацию, посвященную социально-психологическому подходу к изучению образа литературного персонажа.

 — Литература дает возможность проследить процесс становления личности так подробно, как это не получается в жизни, — подчеркивает она. — Почему один человек приходит к подвигу, а другой к подлости? Какие факторы формируют его? И когда подросток изучает этот процесс, ему становится понятно, что истории про Раскольникова, про Павла Власова, про Рахметова — это истории про него, про формирование человека. И педагогу важно реализовать эту воспитательную функцию, которая заложена в литературе.

IMG_2832.JPG

В начале 90-х Заславская была единственным кандидатом педагогических наук в административных аппаратах школ Тулы. И вскоре получила предложение возглавить кафедру в институте повышения квалификации учителей, который тогда превращался в творческую лабораторию, где обкатывались новые образовательные форматы и программы. Институт развития образования, преобразованный из ИПК, во второй половине 90-х по рейтингу Минобразования занял третью строчку в ряду подобных учреждений дополнительного профессионального образования страны.

 — Гости из регионов перерисовывали нашу структуру, она давала импульс для творческой деятельности. Мы создали региональный экспертный совет — он занимался экспертизой инновационных проектов, которые придумывали школы: экспертиза совета была принципиально важна для принятия окончательного решения об инновационной площадке.

До сих пор считаю, что система дополнительного профессионального образования — это лучшее место в системе образования вообще, именно тут при правильной постановке дела могут соединиться наука и реальная практика, чтобы усовершенствовать и преобразовать друг друга, — говорит Ольга Владимировна.

Богатейший, разнообразный опыт, постоянная аналитическая работа позволили уже в 1997 году защитить докторскую диссертацию.

— Возможность работать с материалом была очень большой, — продолжает Заславская. — Школу я люблю больше всего. Там есть все: обучение, социализация, формирование жизненного опыта и многое другое. Правильно поставленный педагогический процесс даже может сделать человека здоровее: если ему интересно — здоровье улучшается, а если скучно — силы уходят попусту, истощается ресурс. С одной стороны, труд педагога требует вдохновения, с другой — это тяжелый, рутинный процесс. Важно не забывать: школа — это самое массовое из всех «производств», поэтому отлаженный педагогический процесс — вот основа успеха школы на всех направлениях. А ещё — наш результат может быть не виден сегодня, но отзывается через долгое время, и классный час, проведенный с семиклассниками, может аукнуться через двадцать лет, когда человек переведет старушку через дорогу. 

Но есть в нашей профессии и мистическая составляющая. Ты можешь все понимать в педагогике, знать все современные веяния и технологии — а твои ученики тебя не любят и не слышат. Вот такая сложная и прекрасная наша профессия.
Работая в институте повышения квалификации, который не раз менял название и которому она отдала много лет, Ольга Владимировна первой в своей педагогической династии получила самое дорогое для нее звание — заслуженного учителя школы РФ. А впоследствии приняла предложение доктора педагогических наук Владимира Петровичева и пришла работать в ТулГУ. Вела курсы дополнительного образования, читала лекции по курсу «Преподаватель высшей школы» для специалистов, которые планируют заниматься преподавательской деятельностью. И пять лет назад возглавила кафедру теории и методики образования университета.

 — Три поколения моих предков топтали паркет первого корпуса пединститута на Менделеевской, но ТулГУ, который я, как коренная тулячка, до сих пор называю политехом, стал для меня родным. Это место интеллектуальной силы, соответствующее моим представлениям о том, что такое высшая школа и какой должна быть творческая научная среда, — признается Ольга Владимировна.

Наука для учителя

…Несколько лет назад знакомый молодой педагог сказал в сердцах: «Учить так, как раньше, уже нельзя. А как надо учить теперь — не знаю!» Заславская не склонна драматизировать тему современного образования и современных детей.

 — Что сейчас, что двадцать лет или триста лет назад, учитель прежде всего обязан понимать, как устроен педагогический процесс. Остальное — это просто новые обстоятельства, которые должен осмыслить и встроить в свою практику педагог-мастер, — уверена Ольга Владимировна. — Дети приносят телефоны на урок? Проще отобрать, но куда сложнее использовать их в работе для обучения. Увлекаются компьютерными играми? Внедрите игру в урок. Еще одну вещь надо понимать учителю современной школы, осваивающему эти самые новые обстоятельства: современные дети любую информацию сами найдут в два клика, для этого им уже не нужен учитель. Но он необходим, чтобы ребенок осознавал место того, что он изучает, в системе предметов и явлений, имел опыт взаимодействия с ним, хотел, любил и умел учиться. Информацию он добудет без школы, а вот встроить ее в картину мира без нашей помощи — вряд ли.

Нужно ли любить детей, которых учишь? На это у Ольги Владимировны ответ не идеалиста, а честного практика: «Когда я их учу — я их люблю».

 — А люблю я вне всяких оговорок своих собственных детей, горжусь тем, что они порядочные люди. Люблю своих потрясающих пятерых внуков, которые с удовольствием гостят у нас в Туле. «Ты не забыла, что ты наш любимый бабушек?» — спрашивают они. Я в шутку отвечаю: «Я давно про это ничего не слышала». И они начинают говорить мне нежные слова еще и ещё… У меня замечательный муж, с которым мы вместе уже 45 лет…

А еще я верю, что люди в основном хорошие. Наверное, это не всегда так, но в большинстве случаев аванс доброты редко бывал мною потрачен напрасно.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий