Рекламный баннер.

Музейное лето

09:55, 10 июня 2022

Казимир Малевич. Роспись для чайников

Казимир Малевич. Роспись для чайников

Для вас Малевич – это только «Черный квадрат»? Открывшаяся в рамках регионального проекта «Музейное лето в Туле» выставка «Пути авангарда. Восток-Запад» позволит увидеть знаменитого родоначальника супрематизма с новой стороны.

 

1918 год. Императорский фарфоровый завод национализирован и отнесен к юрисдикции Народного комиссариата просвещения. Искусство – в массы! Но не абы какое искусство, а понятное народу и отвечающее интересам молодого советского государства. В обиход вводится термин «агитационный фарфор».

Но это – не только статуэтки матросов и колхозниц, тарелки с революционными лозунгами и символикой страны Советов. Художественным руководителем завода в 1923 году становится историк искусства и покровитель авангардистов Николай Пунин. И с его протекции к «выработке новых форм» приступают Казимир Малевич с учениками – Николаем Суетиным и Ильей Чашником.

Посуда «нового времени» обретает супрематические формы, становясь вызывающе непрактичной, оригинальной и дерзкой.

чайник 4.jpg

Казимир Малевич увлеченно работает над «архитектонами» - объемными моделями из сочетания геометрических фигур. Предельный схематизм, четкие линии, прямоугольные и сферические блоки – все вместе преображает знакомые бытовые предметы, приближая их, по замыслу автора, к художественному абсолюту.

Так рождается знаменитый пятипредметный чайный комплект Малевича.

Классические пузатые чашки – «отживший буржуазный элемент» превращаются в революционные полу-чашки: округло-выпуклые лишь с одной стороны. Автор счел идею максимально утилитарной, ведь только с одной стороны человек пьет из чашки, значит, симметричная выпуклость излишня, а лишнее нужно отсекать.

Чайник тоже бросает вызов буржуазному комфорту. Сложная геометрическая система из параллелепипедов, полуцилиндров и полусфер; бунтарская мощная динамика асимметрии углов и выступов. И в то же время все предельно лаконично.

Этот комплект – эксперимент формы. Именно она была наиболее интересна художнику на тот момент. И чайник с полу-чашками остались нетронуто белыми.

Первозданный вид комплекта можно оценить в центральной витрине выставки в атриуме Тульского кремля… Но что же тогда за расписные чайники по обе стороны от авторского белого?

Татьяна Афанасьева.jpg

- Формы для этого комплекта были восстановлены в восьмидесятых-девяностых годах прошлого века, и с 2002 года супрематический чайник Казимира Малевича вернулся в наш ассортимент, - рассказывает художник по росписи фарфора и скульптор Императорского фарфорового завода, заслуженный художник РФ Татьяна Афанасьева. - В 2004 году при музее завода прошла авангардная выставка, для которой несколько мастеров выполнили авторскую роспись этих чайников. Каждый художник показал свой уникальный почерк, стиль, но в то же время подчеркнул форму, созданную Малевичем – для нас это было очень важно. Из моих работ на выставке в Туле представлены два чайника – «Пирамиды» и «Авиасалон». 

чайник 2_Афанасьева.jpg

чайник 1_Афанасьева.jpg

- Тут и мои впечатления, любимые темы, - объясняет Татьяна Афанасьева, - и отсылка ко времени, в котором творил автор формы: «лоскутный» узор, стилистически выполненные самолетики 1920-ых годов… Эта работа, от которой все мы получили огромное удовольствие – дань памяти Казимира Малевича. А в нынешнем году исполняется 125 лет со дня рождения Николая Суетина, и мы готовим новую выставку – по его формам. Уже осенью результат можно будет увидеть в Государственном Эрмитаже.

#музейноелето #музейноелетостульскимиизвестиями

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий