Музейное лето

13:31, 26 августа 2022

Стяг Одоевской дружины. Когда появились первые русские знамена?

Их история восходит ко времени зарождения древ­нерусской государственно­сти, к тем незапамятным временам VIII—IX веков, когда русские племена, скинув иго хазар, создали первые «военно-демократи­ческие» конфедерации.

Поначалу русские знаме­на, или стяги, как их назы­вали в древности, представ­ляли собой длинные шесты-древки, к вершине которых привязывали ветки деревь­ев, пучки травы, конские хвосты. Позднее к древкам стали прикреплять куски яркой ткани, как правило, квадратной, клинообразной или трапециевидной фор­мы. На полотнищах были изображены языческие бо­ги, почитаемые животные, различные чудовища. Хра­нились такие знамена в свя­щенных местах, языческих капищах — храмах.

Первые упоминания о русских стягах могут быть отнесены ко времени похо­да князя Олега на Царьград в 907 году. Некоторые ис­следователи полагают, что слова летописи «вспяша парусы с поля» следует пони­мать иначе — не как рас­сказ об использовании Олегом парусов для движения судов посуху на колесах: они означают, что Олег шел на византийскую сто­лицу с развернутыми зна­менами, или прапорами. Со времени введения нa Руси христианства (988 год) на древнерусских знаменах ме­сто языческих богов было заменено изображениями креста, Иисуса Христа, раз­личными евангелическими сюжетами. В то же время стяги окончательно получа­ют военный «статус», и сло­ва «поставить стяг» или «на­волочить стяг» означали одновременно и расстанов­ку войска около того или иного знамени.

Впоследствии по мере развития русской государ­ственности претерпевали изменения и знамена. За­рождение великокняжеской власти в Северо-Восточной Руси, сначала во Владими­ре, а потом в Великом кня­жестве Московском вызва­ло появление стягов «вели­ких», или великокняжеских. Свои знамена имели и удельные князья. Велико­княжеские стяги были ог­ромных размеров, до шести метров длиной. Для того чтобы нести такое знамя в бою, необходимы были сильные знаменосцы. Вели­кокняжеский стяг доверя­лось, как правило, нести богатырям. Во время сражения великокняжеский стяг ставился в центр русского войска. Здесь же находился и ве­ликий князь. Сражающиеся стороны настойчиво стара­лись пробиться к главному знамени противника, пола­гая не без основания, что падение знамени даст ог­ромный моральный выиг­рыш и будет означать победу.

Кроме этого главного знамени, в русском войске существовали стяги отдель­ных воевод, командовавших полками правой и левой руки, сторожевым полком, «нарядом», то есть артилле­рией.

От XIII—XIV веков до нас дошли уже многократные упоминания о русских зна­менах. Неоднократно упомина­ются русские знамена в ле­тописных рассказах, а так­же в сказаниях о Куликов­ской битве 1380 года. Вот картина, которую сохранил для нас древний автор, описывая русский лагерь перед битвой:
«И стязи ревут наволоченые, простирающеся, аки облаци, тихо трепещуще, хотят промолвити. А у бо­гатырей горугви аки живи пашутся».
Летописец рассказал о молитве коленопреклонен­ного князя Дмитрия Донского перед своим черным великокняжеским знаменем, на котором был изображен лик Иисуса Христа: «Князь же великий видев полци свои вельми учрежены до­стойно и сшед с коня доловь и пад на колену пря­мо великому полку, черно­му знамени, на нем же те образ владыки господа на­шего Иисуса Христа...»

И неоднократно еще в хо­де рассказа о Куликовской битве говорится о русских знаменах, стягах, хоругвях. Татары настойчиво пробива­лись к великокняжескому знамени и даже «подсекоша» его; около знамени по­гиб любимец Дмитрия Дон­ского боярин Михаил Бренок, надевший на себя пе­ред боем латы, шлем и плащ великого князя. И все-таки русские отстояли свое главное знамя, а потом под великокняжеский стяг со всех сторон сходились вои­ны, считали погибших.

В 80-е годы художник из Москвы Ольга Куранская воссоздана для Одоевского краеведческого музея «стяг Одоевской дружины», предположительно именно с таким стягом Роман Семенович Новосильский участвовал вместе со своей дружиной в Куликовской битве. Роман Семенович был определен в засадный полк, который сыграл решающую роль в исходе битвы, как мы помним из учебников истории. Конечно, конкретных летописных упоминаний о том, что стяг был именно таким, нет, тем не менее мы можем себе представить, как наши героические предки шли в бой под стягом с ликом Христа, дабы постоять за свое отечество. Сегодня стяг находится в экспозиции музея Одоевского княжества, и каждый желающий может прийти и увидеть его своими глазами.

12+

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему