Рекламный баннер.

Образование и наука

14:39, 05 июля 2022

Мы из будущего: в Тульской области проходит молодежный форум

Мы из будущего: в Тульской области проходит молодежный форум

«Творить, создавать что-то новое может только молодежь. Так жизнь устроена» – слова, сказанные вице-премьером Юрием Борисовым на открытии X Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего – 2022», который проходит на базе отдыха под Алексином, – как эпиграф к событию.

– Самый творческий возраст – от 25 до 30 лет. Вы наиболее восприимчивы ко всем современным направлениям и тенденциям, есть желание, есть незабытые знания, полученные в вузах. И при правильной постановке задач от кураторов, научных руководителей у вас есть все возможности совершать научные прорывы, – обратился к молодым специалистам Борисов.

инженеры открытие 2.jpg

Больше 1000 человек не только из России, а еще из 70 стран приехали в Тульскую область. Туда, где, как заметил глава региона Алексей Дюмин, зарождалась отечественная металлургия.

– Именно здесь по указу Петра Великого был основан первый в России государственный оружейный завод. Весь мир знает наших знаменитых оружейников Мосина, Токарева, Стечкина, Шипунова, Грязева, Макаровца. Эти люди мыслили на шаг вперед своего времени. Дерзайте и вы! – дал посыл делегатам форума губернатор. И он был услышан молодыми людьми.

 Дело – труба

Егор Сосновский приехал на форум из подмосковного Жуковского. Молодой человек – инженер-прочнист в Центральном аэрогидродинамическом институте. ЦАГИ – один из крупнейших в мире центров авиационной науки с уникальной экспериментальной базой. Здесь в аэродинамических трубах испытывают модели мостов, небоскребов, поездов и самолетов... В задачи Егора как раз и входит проверка разного рода конструкций на прочность, устойчивость, усталость, долговечность, живучесть и так далее.

Еще будучи студентом Московского авиационного института, парень устроился работать техником в ЦАГИ. Остался там и после окончания вуза в 2020 году. Свою дальнейшую судьбу и построение карьеры видит все в том же аэрогидродинамическом институте.

– Сейчас у нас идет активная работа с МС-21, Sukhoi Superjet New. И мне это нравится. Параллельно учусь на втором курсе аспирантуры. У меня перед глазами немало примеров людей, защитивших кандидатскую до 30 лет. И я к этому стремлюсь. А с докторской? Это уже как получится, но в перспективе она обязательно должна быть, – заверил молодой специалист.

На форуме Егор записался на занятия, где упор будет сделан на двигателестроение. Говорит, тематика ему интересная и плюсом – курс включает практику применения системы автоматизированного проектирования, что инженеру точно пригодится.

ЦАГИ.jpg

 Где самолеты учат летать

Компанию Егору составляет его коллега Михаил Чарухин. Выпускник института инженеров транспорта по специальности «оптоволокно», молодой человек еще на старших курсах понял: не его это. А вот вопросами прочности заниматься – то, к чему душа лежит.

– Получив диплом, все же подал резюме в ЦАГИ, – поделился Михаил. – И не пожалел нисколько. За 5 лет вырос до инженера-прочниста второй категории, а в этом году на карьерной лестнице должен подняться на ступень выше – стать инженером первой категории.

В отличие от Егора Сосновского, Михаил Чарухин тяготеет к науке не в чистом виде, а к практической ее стороне, потому об аспирантуре не помышляет, но на форуме «Инженеры будущего» для себя наметил спектр целей и задач.

– Во-первых, хочется завести множество полезных контактов, чтобы была возможность наладить и обмен опытом с другими предприятиями, и в перспективе определять новые горизонты, решать практические задачи, ведь здесь собираются люди из очень разных сфер. Мы вот только приехали и сразу познакомились с ребятами, которые занимаются охлаждающими сложными системами, – с энтузиазмом рассказал Михаил.

Молодой человек отметил, что хоть времени пообщаться и было всего ничего, но уже с новыми знакомцами обсудили некоторые проекты, которые могли бы стать совместными и взаимовыгодными.

– В общем, мы о себе громко хотим заявить, чтобы нас знали. Нам есть чем гордиться. У нас очень большая база и возможности для решения разнообразных задач – от военных до гражданских. Есть свои метрологические службы, мы единственные в стране имеем богатый спектр аэродинамических труб, среди которых и самая большая в Европе. У нас испытывали модель «Рабочего и колхозницы» во время реставрации, ведь памятник высокий, а там, наверху, дуют ветры, и нужно понимать прочность конструкций, как сделать, чтобы не возникало деформаций, кренов и так далее. У нас испытывали перед первым полетом «Буран»... А еще мы учим летать самолеты! – с мальчишеской гордостью рассказывал о своем предприятии Чарухин.

Запал инженера будущего кажется неиссякаемым. Михаил сожалеет только о том, что в первый день форума не было учебы. Он бы с удовольствием отправился в класс-палатку сразу. Записался инженер из Жуковского на занятия, где речь пойдет о современных промышленных технологиях для создания летательного аппарата.

–Я напрямую задействован в натуральных испытаниях. Так что мне это интересно и касается моей работы, – пояснил Михаил, обещая, что за время форума постарается набрать максимум информации прикладного свойства.

 Общие цели

На других посмотреть и себя показать в Алексин приехала целая команда молодых специалистов рязанского производителя сложной радиоэлектроники. Все как один – моложе 30 лет, и все – впервые на «Инженерах будущего». Но каждый будет обучаться по актуальным лично для себя программам. Наладчик станков Александр Чирков – на курс, посвященный вооружению ближней тактической группы; инженер Ирина Фролова – на промышленные современные технологии… О подробностях производства и обу­чающих программ с гостями из Рязани толком поговорить не получилось.

рязанцы 2.jpg

– Наше предприятие производит бортовые и радиолокационные блоки для военных самолетов и вертолетов. А ничего больше сказать не можем, потому что дальше вся информация секретная, – в один голос заверили молодые специалисты.

Рядом кивает в знак согласия и подтверждения слов коллег начальник отдела механообработки авиационного завода из Санкт-Петербурга Алексей Иванов. Предприятия петербуржца и рязанцев входят в один холдинг, а потому молодые люди быстро нашли общий язык и на форуме стали неразлучной командой.

– Мы в разных городах живем, но делаем-то одно общее дело, – пояснил Алексей.

 Образование – что надо!

Сирийцу Мансуру Васиму с иракцем Саифом Аль Даудом общий язык на форуме искать не пришлось. Выходцы с Ближнего Востока учатся в Тамбовском государственном техническом университете на факультете машиностроения. Оба, как говорят, у себя на родине работают инженерами, а в Россию приехали повышать квалификацию по рекомендации друзей, которые уже завершили обучение здесь.

– В России очень качественное инженерное образование. Германия и Россия – страны, где учат хороших инженеров, где есть технологии. Промышленность хорошая. Вооружение делают хорошее, – рассказал Мансур.

Иностранцы.jpg

– Выучимся – вернемся на родину поднимать нашу экономику, – с большим трудом и при помощи товарища смог сказать Саиф, которому русский язык пока не так легко дается. И все же самые простые вещи иностранец говорит довольно сносно. Его базовых языковых знаний вкупе с куда более развитой русской речью сирийца достаточно, чтобы общаться на форуме с россиянами. А вот профессионально повышать квалификацию – как инженеры будущего – молодые люди будут на факультете международного сотрудничества, где преподавание ведется на английском языке.

– Нам профессор в вузе посоветовал приехать на форум. Сказал, что мы много всего интересного тут узнаем. И я понимаю уже сейчас, что форум – это отличная мотивация для себя, для нас, возможность оценить уровень своей подготовки, сравнить и набраться опыта, – рассказал Мансур Васим, с лица которого за время разговора не сходила улыбка.

С тем, что в России образование высокого уровня, а форум – отличный трамплин для развития своих способностей, согласен и гость из Камбоджи – временный поверенный в делах королевства в России Маин Тон.

посол камбоджа.jpg

– Побывав здесь, я смогу потом делиться информацией у себя на родине, – отметил дипломат. – Полагаю, что в перспективе молодых людей из Камбоджи, учащихся в России, станет гораздо больше.

 Поработать придется

Россия и впредь должна сохранять свое техническое превосходство – об этом на открытии форума говорил практически каждый спикер, называя разные причины.

– Вы, молодые конструкторы, инженеры – будущее нашей страны и экономики. От ваших усилий будет зависеть, каким станет государство завтра. В это непростое время разговаривают только с сильными. Я прошу вас: храните Россию, оберегайте ее. Не бойтесь ставить самые амбициозные цели, – дал посыл участникам форума Юрий Борисов.

инженеры будущего 2.jpg

Вице-премьер также говорил с молодыми инженерами об особой потребности развивать микроэлектронику – отрасль, по его словам, высокотехнологичную и дорогую, «которая, объективно, за последние 30 лет не развивалась».

– Лишь две страны позволили себе разрабатывать свои архитектуры: это Америка и, как ни странно, – Россия. И это наследие политики, проводимой еще в СССР. И сегодня у нас есть чисто отечественные архитектурные решения. По сути дела, это обеспечение технологического и информационного суверенитета.

30 лет мы не занимались проблемами электронного машиностроения, то есть производствами средств производства для электронной отрасли. И пока у нас очень низкие компетенции в этой области. Но дорогу осилит идущий, и мы впервые за эти годы предусмотрели средства на возрождение электронного машиностроения. В правительстве завершили работу над программой развития радиоэлектронного комплекса России. На нее до 2030 года предусмотрено 2,7 триллиона рублей. Это должно качественно и количественно изменить ситуацию, думаю, в том числе и благодаря вашим усилиям. Но придется поработать! – заключил зампред правительства.

– В мире не так много стран, которые обладают истинным государственным суверенитетом. И Россия – одна из них, – в свою очередь отметил вице-президент Союза машиностроителей Алексей Алешин. – Спросите, почему? Потому что у нас роль ведущей технологической державы. Эта роль у нас была, есть и должна быть. Чтобы мы такими и оставались, нужны соответствующие кадры, чему государство, Союз машиностроителей уделяет огромное внимание. И форум «Инженеры будущего» – тому подтверждение.

– Давайте сделаем в нашей стране такие технологии, которые позволят нам не только не быть отключенными от мира в самые сложные моменты, но при этом и атаковать: как технологически, так и информационно, – обратился к молодым людям известный журналист Алексей Пиманов. – Государство вас просит: учитесь, становитесь инженерами, серьезными большими учеными. Страна повернулась к техническому образованию. И это единственный возможный путь нашего развития.

инженеры будущего 1.jpg

 Продолжение следует…

300 спикеров, 400 лекций, больше 80 круглых столов и мастер-классов, два десятка площадок для интеллектуальных и командообразующих занятий, соревнований и конкурсов – форум «Инженеры будущего» проходит с 2011 года в формате летнего образовательного лагеря. В 2020-м проект состоялся онлайн, в 2021-м его и вовсе пришлось отменить из-за ухудшения эпидобстановки. И все же в 2022-м Тульская область принимает юбилейный форум. А возможно, станет хозяйкой и в будущем, 2023 году.

– Насколько я знаю, это единственный форум из всех прошедших «Инженеров будущего», где его участники живут в стационарных корпусах и имеют приличные бытовые условия, – сказал Юрий Борисов под шквал аплодисментов делегатов. – Это сделано благодаря усилиям губернатора Алексея Дюмина. По законам бизнеса все инвестиции должны быть окупаемы. Поэтому я лично буду способствовать, чтобы следующий форум проходил здесь.

В свою очередь губернатор заверил, что готов встречать делегатов и в 2023-м, и в 2024 году, и далее.

инженеры трибуны гульба.jpg

Роман ПЕТРОВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий