Персона
15:42, 04 октября 2023
Искусство рядом с людьми
На современное искусство можно смотреть не только на холстах в огромных картинных галереях, вы знали? Оказывается, на искусство можно смотреть даже в стенах своего дома. А еще его можно потрогать, пощупать и использовать в самых обыденных бытовых вещах. Картина вместо разделочной доски или кресло-качалка, сравнимые по цене с брендовой сумкой. Качество и красота в симбиозе с удобством.
Вера Савельева, куратор передвижной выставки в творческом индустриальном кластере «Октава», советник по комплектованию фонда Всероссийского музея декоративного искусства, рассказывает, что искусство в интерьере всегда связано с улучшением качества жизни. Важно знать: именно вокруг искусства начинают формировать пространство, а не искусство подстраивают под общую обстановку.
– Дизайн и декорирование – это больше прикладные профессии, так что их представителей не совсем правильно называть художниками. Мы не несем в массы свое виденье прекрасного, и тем более – не навязываем его. В первую очередь, декораторы и дизайнеры должны услышать желание заказчика и порекомендовать идеальный вариант. Тем не менее, стоит отметить, что в советские времена слово «художник» в нашей профессии упоминалось: и «художник по проектированию», и «художник-оформитель», но сейчас, спустя время, стоит актуально называть так, как есть, – рассказывает она.
У Веры Савельевой большой опыт в дизайн-проектировании жилых интерьеров: она преподает в Британской высшей школе дизайна, читает лекции «Мебель как искусство» и «Менеджмент в дизайне интерьеров» и в «Октаве» выступала с лекцией об искусстве в интерьерной среде. Сейчас, правда, фокус сменился на экспозиционную деятельность.
– Синдром выгорания и меня не обошел стороной. Многое зависит от среды, где человек в принципе рос, а мои родители – искусствоведы, поэтому, можно сказать, у меня даже не было выбора, с чем связывать свою деятельность. Вся моя жизнь была связана прежде всего с дизайном, и я продолжаю этим заниматься, он не ушел из моей жизни. Знания планировки, создания предметной среды очень помогают мне в экспозиционной деятельности. Я считаю, что успех приходит к тому, кто стоит на стыке специализации: дизайнер-декоратор, или искусствовед, который имеет компетенции дизайнера.
Самый главный вопрос для декоратора, который всю свою жизнь посветил искусству, работал с коллекционерами и жил искусством: что бы такого «криминального» и специфического сделала бы Вера Савельева у себя дома, что не сделала бы у другого заказчика?
– Все зависит от архитектуры пространства, но… То, что мне удалось реализовать у себя – это обилие винтажа. Это и этаж советского периода, и мебель, даже свет, я сама вся живу в винтаже – подобный запрос у клиентов встречается не часто. Да и не каждый бы смог жить в таком.
Как вырастить искусство
На лекции рассказали, что существует специальные арт-фермы, на которых «выращивают» искусство. Художник Вим Дельвуа придумал уникальный проект, одна из самых его запоминающихся работ – татуировка, набитая на коже свиньи. Происходит это так: свиней выращивают на специальной ферме, они вполне благополучно живут, но им набивают татуировки на кожу – сам художник отмечает, что для животных это совершенно безболезненно и не приносит никакого вреда. После смерти – от старости, конечно – свиньи становятся «произведением искусства»: так, их кожа может стать «картиной» и выставляться на продажу. И это тоже считается «современным искусством», хотя этого художника считают скандальным, а некоторые даже аморальным. В 2003 году Виму Дельвуа не разрешили экспонировать своих свиней на одной из выставок. В 2023 году его проект «арт-ферма» все еще подвергается критике от организаций по защите прав животных.
– Дизайнер должен уметь определять свою целевую аудиторию, и это очень важно, – продолжает Вера Савельвева. – Тянутся к нему те люди, которым близок его брендинг. Лично у меня не было сложностей в понимании того, что хочет от меня заказчик. Я помню один проект: был запрос сформировать пространство вокруг библиотеки. Пусть эту библиотеку не стоит рассматривать, как филиал Ленинской библиотеки, но тогда запрос был на то, чтобы все крутилось вокруг книг: и свет, и рабочее место, в котором трудился заказчик. Трудность еще была в том, что мы попали на период пандемии, поэтому приходилось все заказывать у местных производителей, отрисовывать вручную детали, но композиционно проект получился очень хорошим. И я, и заказчик остались довольны.
Сама Вера Савельера также отмечает, что и ей очень близки книги:
– Я сейчас больше слушаю аудиокниги из-за нехватки времени, но я бы посоветовала всегда, чтобы сбежать от выгорания на этой работе, читать книги по искусству. Ну и, конечно, то, что представляет индивидуальную сферу интересов.
Искусство, дизайн и музей
В «Октаве» работает передвижная выставка «Придумано и сделано в России». Это детище Савельевой, на которое возложены большие надежды.
– В первую очередь, мы хотим показать всем зрителям страны, что такое дизайн, и стремимся делать это не только в Москве. В 2023 году мы сделали первый шаг к этому пути, и хотелось бы и дальше двигаться в этом направлении. Наша главная цель – объяснить, что и в России тоже есть дизайн, потому что даже москвичи удивлялись некоторым арт-объектам и экспериментальным работам на том же Cosmoscow. Также мы показываем, как важно формировать вкус у людей.
Cosmoscow – международная ярмарка современного искусства, проходящая в Москве, на которой собираются современные художники со всего мира для того, чтобы продемонстрировать свое творчество. Именно с нее начинается популярность некоторых авторов.
18+
Александра МИЛЮТИНА
Фото: творческий индустриальный кластер «Октава»
Ранее на тему
27 сентября, 12:18
22 марта, 11:59
14 ноября, 03:35
26 октября, 13:09