NULL

Персона

16:46, 12 мая 2021

Темное прошлое пастуха

Темное прошлое пастуха

12 декабря 1944 года областным Управлением НКГБ был арестован и препровожден в Тульскую тюрьму № 1 Павел Сошин. Так уж сложилось, что дети этого человека ушли в РККА защищать Родину, а вот их отец в период наступления вермахта на оружейную столицу выбрал для себя иной путь...

Досье

Павел Иванович Сошин родился в 1886 году в пос. Чернь. Из мещан. В ВКП(б) не состоял. Образование низшее (2 класса). Судим в 1933 г. «за организованную контрреволюционную деятельность», осужден к двум годам лишения свободы. Был женат, имел пятерых детей, на фронте находились три сына и дочь (по другим данным сын и дочь). «В период немецкой оккупации Чернского района проводил предательскую и пособническую работу в пользу оккупантов. В декабре 1941 г. при изгнании немцев с территории Чернского района добровольно ушел вместе с ними в Орловскую область, где вступил в организованный немецким командованием отряд по борьбе с партизанами. Принимал участие в облавах на партизан, занимался грабежом советских граждан. Предательская деятельность Сошина подтверждается показаниями арестованных Подчуфарова А.А., Постникова П.Н. и показаниями свидетелей» (из составленного в Туле в декабре 1944 г. постановления на арест Павла Сошина).

 

Впрочем, о поведении нашего земляка на Орловщине мы еще поговорим ниже, а пока вспомним, чем он занимался в нашем регионе. Как следует из материалов Государственного архива Тульской области, Павел Сошин, «являясь враждебно настроенным к советской власти, с приходом немецких захватчиков и оккупацией Чернского района (октябрь-декабрь 1941 года) поступил на службу полицейским при городской управе пос. Чернь». Однажды он, зная о том, что житель Черни Агудальчев до вступления гитлеровцев работал сторожем при Чернском райкоме партии, явился к последнему с солдатом вермахта и потребовал указать местонахождение советско-партийного актива. Не добившись от хозяина жилья положительного ответа, Сошин произвел в доме сторожа обыск, забрал домашние вещи и принадлежавшую Агудальчеву корову. Лично коллаборационист отобрал буренок и у граждан Черни Куликова и Степановой.

А вот еще штрих к портрету. «В целях пожарной безопасности в пос. Чернь в дни оккупации Сошин по собственной инициативе организовал пожарную охрану, подобрал штат пожарников, привел в исправность противопожарный инвентарь и организовал работу данной команды». Так пособник заботился об односельчанах, опасаясь за их жилье и хозпостройки? Скорее всего, он думал о том, как бы в случае возможных ЧП побыстрее потушить дома, где размещались фашисты, а также их технику, которая могла загореться после бомбежек советской авиации или диверсий партизан. «Помимо того, являясь полицейским, по указанию немецкой комендатуры пос. Чернь нес охранную службу при городской управе и немецкой комендатуре, а также исполнял хозяйственные работы по распоряжению бургомистра пос. Чернь».

В момент подхода частей Красной Армии к Черни Сошин, боясь ответственности перед органами советской власти, добровольно ушел в немецкий тыл, на Орловщину. Но не один, а совместно с другими предателями и изменниками Родине. Предварительно перед уходом мобилизовал из числа жителей Черни полтора десятка мужчин и с ними направил в тыл противника крупный рогатый скот, отобранный у населения.

Павел Сошин прибыл в итоге в Плещеевский совхоз, где поступил в организованный немецким командованием отряд полевой жандармерии по борьбе с партизанами, исполняя там должность старшего конюха и выполняя хозяйственные работы. Ездил в город Орел в период организации отряда за получением для него германского обмундирования, оружия, боеприпасов. Принимал участие в карательных операциях: «по заданию немцев выезжал в разные районы Орловской области на вылавливание партизан», «аккуратно и добросовестно выполнял все приказы начальника полевой жандармерии Славутинского по борьбе с партизанами» (кстати, это бывший бургомистр Черни). А после изгнания гитлеровцев с территории Орловщины Сошин вернулся в Тульскую область, но, правда, не в Чернь, где, как он прекрасно понимал, его могли быстро найти сотрудники госбезопасности, а в Щекинский район, где, очевидно, планировал тихонько отсидеться. Обосновался в деревне Карамышево, устроился пастухом в колхоз «Новая жизнь». Но и там его вычислили тульские чекисты.

17 февраля 1945 года Военный Трибунал войск НКВД Тульской области вынес приговор: Павел Сошин получил 10 лет исправительно-трудовых лагерей без конфискации имущества за отсутствием такового у осужденного. Смягчающими обстоятельствами послужили возраст мужчины и пребывание его детей на фронте.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото из архива автора

На фото: Наступление вермахта на Чернь по железной дороге в 1941 году

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий