Проекты "ТИ"

00:18, 29 ноября 2021

Прерванный полёт аэровагона. Тульский маршрут новаторского транспорта закончился загадочной трагедией

Сто лет минуло с того дня, когда потерпел крушение мчавшийся из Тулы в Москву аэровагон, который мог стать новым словом в железнодорожном транспорте. Тогда под Серпуховом погибли семь человек, включая знаменитого большевика Федора Сергеева, более известного как товарищ Артем.

…На планете бушевал научно-технический прогресс. Подстегнутый важнейшими открытиями и мировой войной, он зримо изменял лицо земли – поднимал человека в воздух, лечил от неизлечимых прежде болезней, облегчал труд, делал жизнь комфортнее. В нашей, несмотря на революции и междоусобицы, тоже изобретали, да и где же это было делать, как не в Советской России, которая сама по себе была государством-изобретением? Правда, порой предлагавшиеся новинки были странными. Лев Данилкин в биографической книге «Пантократор солнечных пылинок», посвященной Ленину, рассказывал, как Владимиру Ильичу предлагали то колпачную защиту растений, то изготовление особых универсальных стройматериалов из торфа, то взрывы на расстоянии с помощью электромагнитных волн. Впрочем, не все изобретатели были утопистами или чудаками. Но факт в том, что многие из тех, кто в пору выдвинулся в изобретатели, были самоучками и не имели достаточной научной подготовки для того, чтобы в полной мере рассчитать и физические, и экономические аспекты своей задумки.

Самоучкой был и молодой уроженец Риги Валериан Абаковский. Он работал шофером на Тамбовщине и в самом начале 1920-х годов собрал аэровагон для передвижения по рельсам. Базой для нового транспорта стала обыкновенная моторная дрезина. Впереди у аэровагона был установлен авиационный пропеллер диаметром примерно три метра, а для дополнительной обтекаемости конструкции переднюю часть деревянной кабины сузили на манер клина. Конструкция издавала при движении страшный грохот, однако у нее были два главных преимущество: большая экономия горючего и высокая, тем более для тех времен скорость – до 140 километров в час. За полтора часа добраться до Тулы – тогда это казалось чем-то сродни космическим полетам.

Поначалу все шло хорошо. Первые пробные поездки состоялись в июне 1921 года. Аэровагон Абаковского намотал по рельсам на высокой скорости свыше трех тысяч километров. Планировалось, что аэровагон будет использоваться для перевозок важных государственных документов между Москвой и регионами и для служебных визитов государственных деятелей.

В июле 1921 года в Москве проходили важные события: столица Советской России принимала третий конгресс Коммунистического интернационала и первый конгресс Красного интернационала профсоюзов. Организаторы приняли решение свозить иностранных коммунистов – делегатов конгресса в Тулу и Щекино, где они должны были встретиться с местными шахтерами. Туда и обратно планировалось проехать на аэровагоне. В состав делегации вошли 22 человека – как иностранные гости, так и изобретатель Валериан Абаковский и председатель ЦК Всероссийского союза горнорабочих Федор Сергеев. Товарищ Артем был одной из влиятельных фигур молодой Советской власти – опытный донецкий революционер, организатор рабочих забастовок во время эмиграции в Австралии, основатель Донецко-Криворожской советской республики, друг Иосифа Сталина и Сергея Кирова.

Артём
Товарищ Артём
Аэровагон стартовал в Тулу утром 24 июля 1921 года с Курского вокзала Москвы. За рекордами скорости решили не гнаться – она не превышала 50 километров в час. Сначала гости побывали на щекинской шахте, пообщались с горняками, а оттуда направилась в Тулу. Иностранные коммунисты во главе с Артемом посетили оружейный завод, а также приуроченное к случаю торжественное заседание городского Совета.

Из Тулы аэровагон выехал в Москву уже вечером. Скорость была уже выше – около 85 километров в час. Оку миновали без приключений, но в 18 часов 35 минут в окрестностях Серпухова транспорт вылетел с рельсов и разбился. В результате катастрофы погибли семь человек (шестеро – на месте, один скончался от полученных ран). Это были Федор Сергеев, Валериан Абаковский, иностранные коммунисты – немцы Оскар Гельбрих и Отто Струпат, болгарин Иван Константинов, американец Джон Фриман и британец Уильям Хьюлетт. Еще шесть пассажиров были ранены. Погибших похоронили у Кремлевской стены в братской могиле.

Комиссия, расследовавшая крушение, пришла к выводу, что виной аварии стало удручающее состояние железных дорог в стране, где еще продолжалась Гражданская война: предположительно аэровагон подскочил на ухабе, из-за чего и сошел с колеи.

Фото пассажиров аэровагона на тульском железнодорожном вокзале перед последним маршрутом

Сына погибшего революционера Артема Федоровича Сергеева, который появился на свет в марте 1921-го, взял на воспитание в свою семью Сталин. Он вырос достойным человеком – воевал, бежал из немецкого плена, был 24 раза ранен. Дослужился до генерала-майора артиллерии, был одним из основателей зенитных ракетных войск Советского Союза. Артем Федорович не скрывал, что в официальную версию причины аварии не верит. По его словам, крушение было подстроено.

«Как говорил Сталин, если случайность имеет политические последствия, к этому надо присмотреться, – говорил он. – Выяснено, что путь аэровагона был завален камнями. Кроме того, было две комиссии. Одну возглавлял Енукидзе, и она увидела причину катастрофы в недостатках конструкции вагона, но Дзержинский говорил моей матери, что с этим нужно разобраться: камни с неба не падают. Дело в том, что для противодействия влиянию Троцкого Артём, по указанию Ленина, создавал Международный союз горнорабочих. Оргкомитет союза был создан за несколько дней до катастрофы. Троцкий в то время представлял очень большую силу: на его стороне были и значительная часть армии, и мелкая буржуазия…»

Аэровагон между тем так и не остался вещью сугубо экспериментальной. В 1930 году в Германии построили подобный транспорт по конструкции Франца Крукенберга – он мог мчаться со скоростью до 230 км/ч. В 60-е годы в США и в 70-е в СССР также были вагоны-лаборатории с турбореактивными двигателями.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий