Власть

09:58, 02 октября 2015

Фильтр для кандидатов

 Алексей ШЕРШНЕВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Едва депутаты областной Думы одобрили предложение тульского избиркома о введении досрочного голосования на выборах губернатора региона, как члены комиссии подготовили очередной законопроект – о снижении «муниципального фильтра».
Каждый кандидат, баллотирующийся на пост главы региона, обязан собрать определенное количество подписей муниципальных депутатов в свою поддержку. Вилка, предусмотренная федеральным законодательством, – от 5 до 10 процентов от общего числа народных избранников. В нашей области таковых 1002, а значит, желающему побороться за губернаторское кресло необходимо было представить 100 автографов. Суть предлагаемых облизбиркомом нововведений в том, чтобы понизить планку до 7 процентов, а количество росчерков пера – до 71.
– На наш взгляд, это оптимальное количество, – прокомментировал инициативу председатель областной избирательной комиссии Сергей Костенко. – Мы тем самым упростим условия участия в выборах для всех кандидатов независимо от партийной принадлежности.
Если Тульская областная Дума поддержит идею избиркома, то наш «муниципальный фильтр» окажется чуть ли не самым демократичным на территории РФ.
К примеру, на недавних выборах губернатора Калужской области для регистрации кандидата необходимо было представить 134 подписи депутатов, в Смоленской области – 221, в Тамбовской и Брянской областях – 239, в Краснодарском крае и вовсе 791.
И помимо этого преимущества есть еще один, по крайней мере, забавный момент – Тульская область станет первым субъектом в России, где количество подписей в поддержку выдвиженцев на столь высокий пост будет соответствовать порядковому номеру региона.
Кстати, поделив число районных депутатов (1002) на число необходимых подписей (71), можно получить еще одну интересную величину – 14. Это максимальное количество человек, которые смогут баллотироваться в губернаторы. Но опыт других областей показал, что непосредственно до предвыборной кампании из всех желающих через «фильтр» проходят в среднем 5–6. Многие «застревают» в нем, не учитывая, что муниципальный депутат имеет право поддержать хоть одного кандидата, хоть всех сразу. Но в этом и кроется опасность – каждая подпись каждого депутата должна заверяться нотариально с фиксацией не только даты, но времени. А избирком принимает к регистрации по этому признаку только первый автограф. И таким образом, все последующие теряют какую-либо ценность.
Случалось, в документах допускались неточности самими нотариусами, и исправить такие ошибки на данный момент не представляется возможным.
– В принципе не существует регламентирующего документа по данному вопросу, вся процедура заверения подписей проводится на общих основаниях, – уточнил Сергей Костенко. – И надо сказать, что опыта работы по новой схеме нет и у тульского нотариата, поскольку само понятие «муниципального фильтра» будет применяться на выборах в регионе впервые.
Опять же в федеральном законе предусмотрен такой выход из ситуации, как допустимое превышение необходимого количества подписей на пять процентов, – в нашем случае это четыре дополнительные росчерка пера. Два из них – от депутатов муниципальных районов и городских округов, и столько же – от собраний представителей сельских поселений. Но и эта, так сказать, подушка безопасности имеет ограниченную прочность. И избежать недоразумений – не «отфильтроваться» – позволит, видимо, только порядочность и элементарная внимательность.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий