Власть

11:55, 06 февраля 2015

Пригородные поезда: быть или не быть?

 Ирина МИХЕЕВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

«Железнодорожники сообщили о полной отмене электричек в Тульской области» – с таким заголовком вышла новость в ленте федерального информагентства РБК. Информацию, которую уже успели подхватить другие СМИ, вскоре опровергли и транспортники, и власти. Но проблемы с пригородными поездами действительно есть, и довольно серьезные…


«Жигули» вместо ЖД
Сложности с электричками в нашей стране начались не вчера, но особенно остро вопрос встал в начале 2015 года. Только в январе по всей России перестали выходить в рейс около 300 пригородных поездов. Из них 35 – в Нижегородской области, по 16 – в Воронежской, Орлов­ской и Кировской областях, 17 – в Пермском крае. В Вологодской и Псковской областях пригородное сообщение прекратилось вовсе.
Дело в том, что в конце 2014 года компании-операторы предложили регионам радикально увеличить тарифы на услуги. Финансовые возможности субъектов не позволили удовлетворить требования транспортников, и маршрутную сеть пришлось оптимизировать – кое-где под самый корешок. Железнодорожники обвиняли в произошедшем регионалов, которые отказывались гасить выпадающие расходы. Губернаторы ссылались на непрозрачную схему формирования тарифов и объективные причины вроде нерезиновых бюджетов.
– Ситуация складывается абсурдная: себестоимость перевозки пассажира на электричке превысила стоимость поездки на такси! – возмущался губернатор Воронежской области Алексей Гордеев.
А новгородский губернатор Сергей Митин в сердцах заявил, что «выгоднее купить каждой семье, которая пользуется электричками, по автомобилю «Жигули», чем платить железнодорожникам, каждый год увеличивая вложения».

Тульский вариант
Что касается пригородных поездов, Тульская область не стала исключением из общего правила – нашему региону ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК) также сделала предложение, на которое невозможно согласиться.
По данным пресс-службы правительства, компания-перевозчик обратилась в региональный комитет по тарифам с просьбой увеличить плату за проезд с 16,5 руб­ля за одну зону (10 километров) до 50 рублей.
ЦППК обосновывает это тем, что в 2015 году ее собственные затраты увеличиваются в 4 раза. Кроме того, владелец подвижного состава ОАО «РЖД» поднял расходы на аренду, эксплуатацию и ремонт поездов на 34 процента, а расходы на содержание инфраструктуры – сразу в 25 раз.
Чтобы пригородные перевозки осуществлялись по-старому, придется платить. Вариантов, откуда взять на все это деньги, немного. Первый – погасить выпадающие доходы компании из бюджета области: на это требуется ни много ни мало полмиллиарда рублей, тогда как на 2015 год на данные цели заложено всего 25 миллионов. Вариант второй – повысить тарифы на проезд для населения в три раза.
– Соглашение на 2015 год с ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» подписано, и все пригородные железнодорожные перевозки осуществляются строго по расписанию, – подчеркнул министр транспорта и дорожного хозяйства Максим Семиохин. – Однако из-за резкого удорожания предлагаемого перевозчиком тарифа мы не можем принять решение без учета мнения жителей, которые активно пользуются услугами этой железнодорожной компании. Предлагаем принять участие в опросе, который продлится до 15 февраля, и выбрать наиболее приемлемый для себя вариант. Тогда решение будет обоснованным.
Опрос можно найти по ссылке http://tularegion.ru/polls/poll_67.html. Его участники должны определить – сохранить пригородные маршруты и платить за них в три раза больше либо отказаться от таких перевозок совсем.

Кто виноват?
И все же кто виноват в том, что ситуация почти в половине регионов страны стала близка к критической? Свою точку зрения высказал губернатор Тульской области Владимир Груздев в эфире радиостанции «Говорит Москва».
– Увеличить тариф в три раза – вот что предлагает нам компания-перевозчик. Сейчас билет, например, от Тулы до Москвы стоит 360 рублей, а они просят увеличить цену до 1090 рублей. Либо увеличить дотацию из регионального бюджета примерно до 500 миллионов рублей. Но таких возможностей у нас нет, – пояснил Груздев. – Чем они объясняют повышение тарифа? Во-первых, тем, что если раньше ЦППК платила в год около 140 миллионов рублей, то сейчас РЖД просит 3,5 миллиарда. Но РЖД тоже могут сказать, что раньше федеральный бюджет давал дотацию 25 миллиардов руб­лей, потом дотация была уменьшена до 12,5 миллиарда, а сейчас она полностью отменена. Поэтому я не считаю, что кого-то нужно обвинять. Здесь большой комплексный вопрос. Вопрос в том числе к Министерству финансов России, почему произошла эта ситуация. Для нас сейчас самое важное – обеспечить людям возможность ездить на работу, по своим личным делам, в школу, в университеты. Как мы будем это делать? Только с учетом мнения жителей. Никакой отсебятины пороть не будем.

Путин рассудил
Возможно, в ближайшее время список регионов, где от пригородных поездов остались лишь воспоминания, существенно расширился бы, если бы не заявление президента Владимира Путина. Глава государства на совещании с членами правительства жестко раскритиковал Кабинет министров за массовую отмену электричек.
– А что у нас Министерство транспорта не существует, что ли? – цитирует Путина «Коммерсантъ». – По-моему, вы курируете эту отрасль. Что происходит? Это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионах. Вы что, с ума сошли, что ли?
Владимир Путин напомнил, что проблема касается «тысяч людей», и поручил восстановить отмененные пригородные поезда «с гарантиями соответствующими ОАО РЖД и регионам по решению проблемы». Вице-премьер Аркадий Дворкович признал, что ситуация сложная, и пообещал представить финансовые предложения по этому поводу.
Железнодорожники, со своей стороны, пообещали включиться в совместную работу, чтобы все исправить.
– Разрабатываем план. Будем возвращать маршруты в минимально возможные технологические сроки, – приводит ТАСС слова представителя РЖД.
Это, конечно, хорошо, но фактическое восстановление пригородных перевозок проблему их финансирования не снимает. Правительству России только предстоит разработать схему сотрудничества, которая устроит и регионы, и РЖД. А значит, опрос на тульском сайте актуальности пока не теряет.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему