Общество

10:50, 24 августа 2017

1957 ТВ, паровоз, возвращение районов

В Тульскую область вернулись восточные районы, в Сталиногорске начали телевизионное вещание, а щекинцы забыли в Эстонии паровоз.

Андрей ЖИЗЛОВ,
Сергей МИТРОФАНОВ
Елена КУЗНЕЦОВА

Говорит и показывает Сталиногорск
1 января 1957 года впервые вышла в эфир Сталиногорская студия телевидения. Почему ее создали в районном центре (который тогда входил в состав Подмосковья), а не, скажем, в Туле? Ведь в СССР студии существовали тогда только в Москве и Ленинграде. Дело в том, что во главе комбината «Москвоуголь», центром которого стал Сталиногорск, стоял Дмитрий Оника – он доказал столичным властям, что шахтеры и химики заслуживают не только читать газеты и слушать радио, но и смотреть телепередачи. В результате в Сталиногорске построили телецентр с вышкой, к которому протянулась радиорелейная линия из Москвы, а 1 января 1957 года в эфир вышла первая передача – концерт артистов московской и ленинградской эстрады.
Поначалу в телецентре работали три человека. Первый – его руководитель Валентин Шепелюк, в ту пору редактор «Сталиногорской правды». Второй – Валентин Воробьев: он исполнял обязанности контролера передач, оператора, художника. Третий сотрудник – бухгалтер. Первым диктором стала Нина Урбанская, которая до того участвовала в художественной самодеятельности – читала стихи в ДК поселка Гипсовый.
Телецентр поначалу был оснащен только одной камерой. Передача начиналась так: на экране появлялась заставка «Показывает Сталиногорск», звучала музыка – марш Людвиковского, и диктор на экране произносила: «Здравствуйте, дорогие товарищи! Сталиногорская студия телевидения начинает свою передачу».
В первое время своих съемок у студии не было: бригада брала фотоаппарат и отправлялась на сюжет – а затем на экране показывали снимки с комментарием диктора. Однако тематическое разнообразие передач приятно удивляет.

Возвращение Мосбасса
27 марта произошла знаковая административная перестановка: Указом Президиума Верховного Совета РСФСР из Московской области в Тульскую передали сердце Подмосковного угольного бассейна – город Сталиногорск с пригородом, а также Узловский, Донской, Кимовский и Гремячевский районы. Фактически Тульская область обретала одновременно исторические и современные очертания: все эти территории входили в состав губернии до ее присоединения к Московской области в 1929 году. Когда же в 1937-м Тульская область была воссоздана, Мосбасс от нее отцепили. Все эти территории известны до сих пор, за исключением Гремячевского района, который просуществовал до 1 августа 1958 года, а затем был передан в Сталиногорский район.
В том же 1957-м был упразднен Тульский район – его территорию распределили между Лаптевским и Болоховским.

Паровоз.jpg

Заберите свой паровоз!
Что обычно забывают люди? Сделать кому-то звонок. Сдать книгу в библиотеку. Могут оставить в транспорте зонт. А вот щекинцы однажды умудрились забыть уже не какую-нибудь там мелочевку, а паровоз серии 9П (подобная техника предназначалась в основном для работы на подъездных путях промышленных предприятий). Он принадлежал местному горпромкомбинату № 1.
Как было дело? Локомотиву потребовался капитальный ремонт. И тогда 55-тонную махину отправили из Тульской области в починку. Везли через всю страну – аж в Прибалтику. Конкретно – в Эстонию, на Таллинский паровозо-вагоноремонтный завод им. Калинина. 22 марта 1957-го его рабочие ремонт закончили. «С того дня локомотив бесцельно стоит на территории завода, потому что руководители промкомбината во главе с директором забыли о нем и о своем договоре с заводом, – возмущался в июле на страницах «Коммунара» главный бухгалтер предприятия в Таллине А. Кобылятченко. – Неужели им не ясно, что подобная беспечность наносит ущерб государственным интересам и создает известные финансовые затруднения у нашего завода?»
Ремонтники, озадаченные поведением щекинцев, писали и представителям самого комбината, и оповестили о странной ситуации Щекинский городской комитет партии, и проинформировали отдел промышленности и транспорта Тульского обкома… Толку – ноль! Вот тогда заводчане и обратились в газету как к последней инстанции. Мало того, в ней появилась язвительная карикатура Юрия Ворогушина: рассерженный паровоз «прибыл» на телеграф и отправляет телеграмму с текстом «Щекино, горпромкомбинат, изнываю без работы, вызывайте».
В 1957 году про Щекино в СМИ вышла еще одна нелестная публикация – и опять-таки была связана со стальными магистралями. Так, старший инструктор-бухгалтер Литвиновской машинно-тракторной станции И. Поликанов отправил в «Коммунар» гневное послание: «Через Щекинский железнодорожный узел ежедневно проходит большое количество поездов. Но обслуживание пассажиров здесь поставлено из рук вон плохо. В помещении вокзала имеется всего-навсего семь диванов, и пассажиры вынуждены сидеть на полу и на урнах. Нет ни одного дивана на территории станции. Отсутствуют и киоски с продажей газет и журналов».

Что такое му?
Во второй половине пятидесятых наши соотечественники уже не боятся отправлять письма за границу – на дворе хрущевская оттепель. В те времена существовала такая структура – Центральное общество дружбы Китая и СССР. И вот как-то бригадир колхоза «Заря» из Веневского района И. Бунин завел переписку с коллегой из Поднебесной – крестьянином по имени Цуй Куан-юань из сельскохозяйственного производственного кооператива «Китайско-советская дружба».
О чем же рассказывал туляку его новый иностранный друг? «В результате изучения и применения передового советского опыта и новой науки и техники нам удалось собрать богатый урожай арахиса, сладкого картофеля и кукурузы. Так, например, нами было посеяно 232 му (15,6 га) кукурузы и собрано по 600 цзиней (300 кг) зерна с каждого му».
Цуй Куан-юань также выражал надежду, что после воплощения в жизнь плана развития хозяйства, составленного до 1962 года, их кооператив станет артелью, в которой будут процветать и животноводство, и овощеводство, и садоводство. И просил: «Дорогой товарищ Бунин, желательно, чтобы вы постоянно писали нам, ознакомляя нас с опытом вашего колхоза, с жизнью колхозников. Советский Союз сегодня – это наше завтра, которое является целью нашей борьбы». Как знать, может, и сейчас где-то в запасниках китайских или тульских музеев (или в домашних архивах) хранятся письма простых аграриев, проявлявших живой интерес к развитию агропромышленного комплекса двух дружественных государств.

Багровое небо
В ночь на 30 сентября в Тульской области наблюдалось удивительное и редчайшее для наших мест явление – северное сияние. Как пишет «Коммунар», оно было очень ярким, багровым и «отличалось ярко выраженными лучами, доходящими до зенита». Сияние распространилось по всей северной части неба.
Это был не единственный в году сюрприз природы: в том же 1957-м над территорией Веневского района промчался мощный смерч – второй в истории региона. К счастью, он ограничился тем, что выломал деревья, – человеческих жертв не было.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий