Общество

00:00, 28 октября 2017

1960: Писатели, «Евдокия», трезвость

В Тульской области в 1960 году снимали кино, объединяли писателей и боролись в газетах с выпивохами.

Андрей ЖИЗЛОВ
Сергей МИТРОФАНОВ

Литераторов свели воедино
В 1960 году в Тульской области учреждена Тульская организация Союза писателей СССР. К тому времени наш регион, чья история издавна шла рука об руку с жизнью русской литературы, был богат прозаиками и поэтами. Здесь жили и писали последний секретарь Льва Толстого Валентин Булгаков и будущий автор «Бабьего яра» Анатолий Кузнецов, Наталья Парыгина и Иван Панькин, Мария Казакова и Галина Езерская, Владимир Лазарев и Василий Галкин, Юрий Щелоков и Геннадий Шмань.
Руководителем Тульского отделения стал Александр Лаврик – уроженец Саратовской губернии, педагог, переводчик якутской поэзии. Он перебрался в наши края в августе 1960 года – сначала жил у Булгакова в Ясной Поляне, затем у Парыгиной в Туле, а после получил собственную квартиру и уже в ноябре стал вожаком местных литераторов.
«Лаврик обладал способностью терпеливо гасить возникающие конфликты, и в организации в общем царила спокойная доброжелательная атмосфера», – отмечал историк Сергей Норильский (Щеглов).
Александр Григорьевич и сам активно писал, в том числе о выдающихся людях нашей земли – от естествоиспытателя Андрея Болотова до комиссара Тульского рабочего полка Григория Агеева.

Тульские страсти «Евдокии»
Летом и осенью 1960 года в Туле снимают фильм «Евдокия» по одноименной повести Веры Пановой. Режиссер ленты Татьяна Лиознова – на тот момент автор всего лишь одного фильма. «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны» и «Карнавал» у нее еще впереди.
В центре повествования – рабочий Евдоким Чернышев (его роль исполнил Николай Лебедев) и его жена Евдокия (Людмила Хитяева). Они воспитывают приемных детей и вроде бы живут счастливо. Но Евдокия никак не может забыть своего первого любимого Ахмета и однажды, когда тот приезжает в город, уходит к нему. Евдоким возмущается и говорит: коли она так любит Ахмета, так пусть и живет с ним. Но Евдокия оставляет все по-прежнему… Многое предстоит пережить главной героине – и она в конце концов поймет, что главное в жизни.
Для туляков ценно, что на кинопленке остались картины местной жизни: снимали на улицах Коммунаров (проспекте Ленина) и Красноармейской, на Косой Горе, Орловском шоссе, Привокзальной (Демидовской) плотине, Пролетарском переулке. Попал в кадр и главный тульский транспорт того времени – трамвай, а также детский универмаг, фабрика-кухня.
«Евдокия» вышла на экраны 17 апреля 1961 года и стала одним из лидеров проката в СССР.

Игрушка Бодрова
Каких только научно-исследовательских институтов не существовало в Советском Союзе! Был даже НИИ игрушки. И там работал сотрудник В. Т. Бодров, который придумал музыкальный конструктор. Новинку, кстати, высоко оценили специалисты, отметив ее на профильном республиканском конкурсе первой премией и дипломом. В 1960 году изобретение для ребятишек планировали внедрить в производство на базе тульской промысловой артели «Детская игрушка». Но для начала нужно было объяснить тулякам: а что же, собственно, им предлагают купить? И тогда представитель НИИ Голованов написал в «Коммунар». «В чем же преимущество новой музыкальной игрушки перед существующими детскими гармониками, разными органчиками и другими музыкальными игрушками? – задался вопросом мужчина и сам же дал на него ответ. – Прежде всего он (конструктор. – Прим. ред.) очень прост в обращении и не сложен в изготовлении. Невелики и размеры музыкального конструктора, они не превышают средней коробки для конфет. В центре этой коробки находится органчик, а по краям, в отдельных ячейках, уложены голосовые пластинки. Но самое главное его преимущество в том, что ребенок, научившийся читать и считать, может легко, без посторонней помощи взрослых сам вставлять голосовые пластинки в органчик в таком порядке, который позволяет потом проиграть на нем определенную песенку». К игрушке прилагалась партитура в виде книжечки с нотами, без которой нельзя было собрать органчик для исполнения нужной песни. По мнению автора послания, эта книжечка должна была помочь детворе постигать нотную грамоту, а составленная по ней песенка – развивать с малых лет музыкальный слух. «Сколько же можно проиграть разных песенок, пользуясь музыкальным конструктором? Их можно проиграть столько, сколько включено песенок в так называемую партитуру, – продолжал Голованов. – Для начала В. Т. Бодров включил в нотную книжечку восемь песенок». Витиеватое описание, не правда ли? И сегодня понять, как же выглядела тогдашняя новинка в действии, сложновато. Тот самый случай, когда лучше один раз увидеть… Так что у краеведов есть возможность поискать в музейных фондах или на развалах старьевщиков саму игрушку или ее фотографии – и тем самым приоткрыть для себя и других подзабытую страницу недавнего прошлого.

Как газетчики боролись с пьянством
Мишень для критики тульских газетчиков в 1960 году – любители выпить лишнего и спекулянты. Так, в прессе как-то пропесочили жительницу Ефремовского района Н., не желавшую трудиться в колхозе. Эта гражданка перебралась с периферии в областной центр и поселилась без прописки у некой К. Товарки решили «поднимать быстрые деньги» – перепродавать по более высокой цене дрожжи. Женщины попали в поле зрения советской милиции, а дальше – суд и суровый приговор. Н. в итоге дали полтора года лишения свободы, а К. отправилась вслед за подругой за решетку на год.
А как издевались акулы пера-«шести­десятники» над теми, кто загремел в вытрезвитель… Писали в таком духе: снег выпал обильный, засыпал все дороги, до нужного места не добраться. «А к вытрезвителю тропка все же пробита. Охочие до спиртного усердствовали на этом пути до седьмого пота», – измывались над пороком журналисты. И при этом публиковали не только имена и фамилии бедолаг, но и их адреса и должности. Дескать, бичевать так бичевать – чтоб живого места не осталось от антигероев! Чтобы и им самим, и их детям и супругам было безмерно стыдно! Некий П. (мы, правда, не станем указывать «выходные данные» туляка) попал, как тогда говорили, в «трезвяк» 18 января. «Он не угомонился на этом и на следующий же день угодил туда снова. И опять с дружком, с тем же Владимиром Ивановичем. Друзья задались целью пить до тех пор, пока от получки не останется ни копейки. Цель достигнута. Радует ли это П. – неизвестно. А вот жена «достижение» супруга встретила слезами», – «Коммунар», как видите, старался вздуть поклонников горячительного предельно жестко. И тут же брался снимать стружку со следующего клиента: «Главный инженер Ш. тоже забавлялся стаканчиками с приятелями. А под вытрезвляющие струи душа попал один. Доволен человек. Эх, как перещеголял всех прочих!»
И следом – перечисление фамилий тех, кто приехал в Тулу из районов и тоже оказался в «казенной гостинице». А в конце заметки – обещание опубликовать через неделю список очередных гостей вытрезвителя. Согласитесь, тут газета играла роль отличного профилактического средства. Сознательные туляки могли рассуждать так: лучше уж не пить совсем, чем оказаться выставленным на посмешище перед всей областью.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему