Общество

00:00, 12 мая 2018

1970 Трагедия К-8, дружба с ЧССР, дороги

1970 Трагедия К-8, дружба с ЧССР, дороги
В 1970 году в Тульской области озаботились состоянием дорог и культурой вождения, города региона укрепляли отношения с чехословаками, а в Бискайском заливе погибли трое тульских моряков.

Андрей ЖИЗЛОВ
Сергей МИТРОФАНОВ
Фото из коллекции
Владимира ЩЕРБАКОВА

Навечно в Атлантике
В апреле 1970 года в Бискайском заливе затонула советская атомная подводная лодка К-8, на борту которой находились трое уроженцев Тульской области: мичман Анатолий Блещенков из Щекинского района, старший матрос Юрий Машута из Руднева и матрос Владимир Фролов из Новомосковска.
Подлодка находилась в Средиземном море на боевом дежурстве и была направлена на север Атлантического океана для участия в масштабных учениях «Океан-70». Вечером 8 апреля на субмарине случились два пожара. Лодке пришлось всплыть, экипаж начал борьбу за выживание. Ситуация осложнялась тем, что могли взорваться ядерные реакторы, и это спровоцировало бы природную катастрофу. Однако пятеро офицеров, которые дежурили на главной энергетической установке, заглушили ядерные реакторы ценой собственной жизни. Еще шестнадцать подводников насмерть отравились угарным газом.
Большую часть экипажа, вышедшую через верхний люк, спасли болгарские моряки. Однако боевая смена, несмотря на шторм в восемь баллов, продолжала бороться за живучесть лодки. Сделать это не удалось: К-8 затонула вместе с еще 22 членами смены. Всего в аварии погибли 52 моряка. Могилой троих туляков, посмертно награжденных орденом Красного Знамени, навсегда стала Атлантика.
Катастрофа была засекречена в течение почти четверти века. В 2014 году в Новомосковске и Донском установили кенотафы, посвященные матросу Фролову и старшине Машуте. В 2016 году в Новой Огаревке Щекинского района на здании школы, где учился мичман Блещенков, открыли мемориальную доску.

СССР + ЧССР = дружба
Тульская область активно участвует в укреплении братских связей между СССР и Чехословакией. Впрочем, два государства уже не первый год контактировали не только на уровне власти. Например, еще в 1960-м в ряде городов области были созданы общества советско-чехословацкой дружбы. Застрельщиком стала узловская сельхозартель «День урожая»: она первой установила братские связи с кооперативом села Мошовце Среднесловацкой области и даже переименовалась в «Советско-Чехословацкую дружбу».
В 60-е годы связи укреплялись, но события 1968-го ненадолго развели СССР и Чехословакию. В 1969-м и 1970-м города Тульской области обрели своих побратимов из Среднесловацкой области: стали дружить Тула и Банска-Бистрица, Щекино и Поважска-Бистрица, Ефремов и Липтовски-Микулаш, Новомосковск и Превидза, Алексин и Вельки-Кртиш. Начался активный обмен делегациями и опытом по самым широким темам – от экономики до спорта, устраивали гастроли, вели переписку пионерские дружины и целые учебные заведения двух стран. Теп­лые взаимоотношения отражались и в топонимике: например, в Щекине улицу Техническую переименовали в улицу Советско-Чехословацкой дружбы и открыли кафе «Поважска-Бистрица». Музеи районов и предприятий Тульской области по-прежнему хранят множество артефактов, напоминающих о дружбе.
К сожалению, с распадом двух стран связи, которые официально никто не разрывал, почти сошли на нет, и лишь в последние годы с обеих сторон предпринимаются попытки возродить прежние отношения. И это правильно – дружба еще никому никогда не мешала.

Дороги «в опасном состоянии»
В 1970 году в результате ДТП в нашем регионе погибли 327 человек. Еще 2500 получили ранения. «Особенно неблагополучно в Туле, где количество аварий увеличилось с 498 до до 547 (или на 10%), а также в Арсеньевском, Каменском, Кимовском и Новомосковском районах, городах Кимовске и Новомосковске», – говорится в документах Государственного архива Тульской области.
Председатель облисполкома Сергей Попов среди причин, повлиявших на рост ДТП, назвал низкую дисциплину водительского состава, неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств, содержание дорог «в опасном состоянии», нарушение пешеходами правил уличного движения.
«Исполкомам Советов депутатов трудящихся необходимо усилить борьбу с транспортными происшествиями, более активно решать вопросы благоустройства дорог, строительства тротуаров, освещения улиц, – распорядился Попов. – Приокскому территориальному транспортному управлению, руководителям автохозяйства особое внимание обратить на искоренение случаев пьянства среди водительского состава. Не выпускать на линию автомашины в неисправном состоянии».

Депутат-сладкоежка и обман покупателей
«Вызывает серьезную тревогу положение с сохранностью социалистической собственности. Огромный ущерб наносят мелкие хищения. Только работниками вневедомственной охраны и ОБХСС задержано в 1968 году 1620 расхитителей, в 1969-м – 1760 и в 1970-м – 1953 с изъятием у них материальных ценностей на десятки тысяч рублей. Причиной большинства мелких хищений являются в основном моральная нечистоплотность части людей и плохой контроль и учет материальных ценностей», – это выдержка из архивного документа начала семидесятых.
Так, однажды при выходе из кондитерского цеха на улице Штыковой поймали с поличным членов бригады во главе с бригадиром. Они пытались утащить с производства почти 17 килограммов халвы, сахара и масла. Среди задержанных оказалась и работница цеха депутат Тульского городского Совета!
А еще облисполком выражал обеспокоенность по поводу участившихся случаев обмана покупателей. Туляков частенько обвешивали. Или продавали им товар по завышенной цене. 22 октября 1970 года в магазинах 1-го пищеторга специалисты провели 35 проверок. И выяснили, что в 25 случаях покупателей нагло надули.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий