Общество

00:00, 30 июня 2018

1974. БАМ, второй проспект, почтовые ящики

В 1974 году туляки поехали строить Байкало-Амурскую магистраль, в Туле появился новый проспект, а щекинцы сердились на почту.


Андрей ЖИЗЛОВ, ­
Сергей МИТРОФАНОВ

Время гудит: БАМ!
8 июля 1974 года ЦК КПСС и Совмин СССР выпустили постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали. Идея проложить эту железнодорожную трассу возникла еще в 1888 году, а первую попытку предприняли в 1933-м, когда строительством дороги занимались заключенные. Теперь же БАМ, который еще называют северным Транссибом, объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Как в 50-е годы на целину, в Сибирь едут молодые рабочие и инженеры со всего СССР. Сходство было не только в этом ‒ как их предшественники в чистое поле, вчерашние студенты ехали в нехоженую тайгу, отвоевывая у нее жизненное пространство. Населенные пункты по маршруту будущей магистрали строили параллельно укладке трассы. Ответственность за строительство жилья, социальных учреждений и коммуникаций разделили между строительно-монтажными управлениями разных республик и регионов ‒ например, туляки отвечали за поселок Маревый в Амурской области.
Со строительством БАМа справились за обозначенные десять лет ‒ 28 апреля 1984 года открылось движение между Тындой и Комсомольском-на-Амуре. А еще через пять лет проехать насквозь стало возможным на всем протяжении трассы ‒ из Тайшета в Советскую Гавань.

Проспект номер два
В Туле впервые появился второй проспект ‒ улица Красноармейская получила новый статус. До 1965 года улица Болдина была Гражданским проспектом, но тогда проспект Ленина оставался еще улицей Коммунаров.
К середине 70-х улица, которая вела от Советской к Московскому вокзалу, была уже совсем не той, какой выглядела прежде. Деревянные дома со скромными дворами, булыжная мостовая ‒ все это можно было увидеть на Красноармейской и десять лет назад. Теперь же масштабное здание ЦНИИСУ и шестнадцатиэтажка на углу с Советской соседствовали с жилыми высотками, увенчанными «стекляшками» на первом этаже. Впрочем, в этот современный ансамбль вписывались и стоящие здесь поныне старые многоэтажки. В 1973 году с Красноармейской убрали трамвай, перенеся его на улицу Коминтерна, и теперь гости города, прибывшие на Московский вокзал, по пути в глубь Тулы могли полюбоваться видами нового проспекта.

С паршой борются вертолеты
Опрыскивание, опыление, внесение удобрений. Вот три кита, на которых в семидесятые годы стояла советская сельскохозяйственная авиация. Над деревенскими полями в ту пору регулярно кружили «кукурузники» – самолеты Ан-2. А вот над белевскими просторами в 1974-м проносились вертолеты. Напомним, в местных совхозах «Алтухово», «Ровно», «Заря» выращивали плодовые деревья. Осенью в яблоневых садах после съема урожая производили междурядную обработку и перекопку. А затем в небе появлялся вертолет Калужской сельскохозяйственной авиации. «За погожие дни вертолет произвел в отделении Алтухово опрыскивание сада раствором мочевины против парши на площади 213 гектаров, – информировала «Белевская правда». – Затем, после окончания работы здесь, авиаторы произвели опрыскивание садов в отделении Кочерово, а затем в отделении Новые Дольцы. В совхозе основная обработка сада мочевиной произведена на площади 700 гектаров. После обработки садов совхоза «Алтухово» вертолет начнет опрыскивание садов совхоза «Заря».
Неспортивная ходьба на почту
В 1974-м жители города Щекино стали бить тревогу по поводу состояния коллективных почтовых ящиков в многоквартирных домах. Раньше их устанавливали на площадках на вторых этажах, а затем решили вешать на первых. «Эксперимент с переносом вниз, почти на улицу очень неуда­чен, никого не радует. Правда, почтальонам стало немного легче. Но ведь улучшение условий труда работников почты ни в коем случае не должно идти в ущерб клиентам. Вот в нашем доме в каждом подъезде многие ящики уже не имеют дверок, некоторые не запираются, а два-три вообще оторваны и валяются на полу, – звучало в издевательском письме раздосадованного пенсионера С. Галкина, опубликованном в газете «Знамя коммунизма». – И почтальоны кладут в них почту. Нечего удивляться, что очень часто письма, газеты, журналы бесследно пропадают, ведь не будешь же караулить их».
Щекинцев беспокоили и сроки доставки прессы. Так, аппаратчик завода синтетического волокна П. Бадалян, проживавший в общежитии на улице Мира, подписался на журнал «Спортивные игры». Второй и третий номера он так и не получил. Пошел жаловаться на почту. Начальник почтового отделения Т. Грезева пояснила: журналы в общежитие все-таки приносили, а уж там им кто-то «приделывал ноги». Женщина посоветовала: чтобы издание не воровали, пусть подписчик их лично забирает на почте. Бадалян так и поступил, но шестого номера снова не дождался. Стал ругаться, а в ответ начальник почты сказала, что дала почитать журнал своему знакомому. «Спортивные игры» незадачливый подписчик и в дальнейшем получал через раз. «На почту больше не пойду. И журнал больше выписывать не буду», – рассердился аппаратчик.
Впрочем, 1974 год запомнился щекинцам не только почтовыми скандалами. Жителей радовало, что местная продукция, выпускаемая предприятием «Кислотоупор», находила широкое применение на новостройках Кубы. «Только в январе щекинские керамики отгрузили на остров Свободы 2142 квадратных метра плитки. Поставки ее растут», – не без гордости отмечал на страницах районки Н. Серегин, указавший, что решающая роль в трудовом успехе принадлежала коллективам формовочного и горнового цехов, которыми руководили товарищи Р. Триппель и В. Суетин. Заказ они выполнили досрочно, а продукция была признана отличного качества.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему