Общество

10:38, 05 октября 2018

1981 Трамвай, изобретатели, карате

Андрей ЖИЗЛОВ,
Сергей МИТРОФАНОВ
Из архива Владимира ЩЕРБАКОВА и сайта «Тула ушедшего века»

В 1981 году в Туле увековечивали дружбу с Чехословакией и приглашали заниматься карате, а наши изобретатели получили награды ВДНХ.

Золотая пора трамвая

К началу 80-х годов максимального расцвета достигает тульский трамвай. Пассажиров обслуживали по восемнадцати маршрутам – среди них, например, такие позабытые ныне, как 19-й и 20-й, соединявшие комбайновый завод соответственно со Штыковой и пединститутом. Последний, кстати, исчез уже к середине 80-х.

При этом существовали масштабные планы по развитию тульской трамвайной сети. Так, рельсы должны были соединить Криволучье и «Тулачермет», комбайновый завод и областную больницу. Линию, проходившую по Заречью, планировалось продлить до Малых Гончаров, а в Мяснове построить депо. Впрочем, самым длинным должен был стать южный путь: предполагалось, что рельсы пролягут через Косую Гору до Ясной Поляны и Щекина. Так тульский трамвай стал бы не только городским, но и пригородным общественным транспортом.

К сожалению, эти планы не сбылись. Трамвай к моменту развала СССР успел дотянуться только до Щегловской засеки.

Дружба в камне

25 ноября в Туле открыли монумент с одной из самых коротких историй: памятник Советско-Чехословацкой дружбы. О теплых отношениях между Тульской областью СССР и Среднесловацкой областью ЧССР мы уже писали в выпуске, посвященном 1970 году. Памятник в сквере, который также был назван в честь Советско-Чехословацкой дружбы, состоял из двух частей, вид которых обеспечил ему народное название «Два сапога».

Памятник пережил и СССР, и Чехословакию, но постепенно от него начали отпадать плиты, которыми он был облицован, и в 2006 году его решили снести. Сейчас в сквере, носящем теперь имя Славянский бульвар, установлен обелиск в честь присвоения Туле звания «Город-герой».

В 1981-м строительство памятника было не единственным событием, посвященным дружбе СССР и Чехословакии. Например, в Веневском краеведческом музее, который открылся 1 января, один из трех залов посвятили братским связям со словацким городом Вельки-Кртиш.

Изобретателям – золото, серебро и бронзу

В феврале 1981 года в газете «Молодой коммунар» опубликовали итоги работы экспозиции «Ленинский комсомол – XXVI съезду КПСС», которая была открыта в Москве летом 1980-го на ВДНХ СССР. Свои лучшие изобретения в сфере науки и техники – их, между прочим, доставили более десяти тысяч! – в столице показали молодые конструкторы, рационализаторы, студенты, инженеры… «Большой интерес вызвал раздел, в котором представлено техническое творчество туляков, – писал В. Валерьев. – Жюри отметило достижение молодых тульских машиностроителей в области разработок новых технологических процессов, инструментов и оборудования для электрохимической обработки. Используя их, можно значительно повысить качество поверхности изготовляемых деталей, увеличить точность обработки. На выставке демонстрировались макет станка и инструменты для электрохимического протягивания. Экономический эффект от внедрения новинок составляет 180 тысяч руб­лей». Чьи же ноу-хау были отмечены наградами? Так, начальник отдела электрообработок машзавода Ю. Тимофеев и начальник бюро специального конструкторского отдела станкостроения Ю. Белобратов получили золотые медали ВДНХ. Серебряных медалей удостоились С. Усов и Б. Сидорин. Бронзу привезли в Тулу Р. Щадилова, С. Алешин, Н. Морозов, Н. Мигалин и В. Ежов.

Крылатая помощь

Именно так в 1981-м называли в нашем регионе медиков и вертолетчиков, спешивших к пациентам по воздуху. Врачей отделения экстренной и планово-консультативной медицинской помощи, существовавшего при областной больнице с 1951 года, доставлял в глубинку вертолет Госавтоинспекции Ка-26. Он взлетал с территории аэропорта. В санавиации в ту пору работали врачи восемнадцати специальностей. Стаж работы каждого составлял более пяти лет. Если с человеком что-то случалось недалеко от Тулы, то можно было обойтись и без вертолета – на вызов спешили санитарные машины (их имелось две). А вызовов ежегодно принимали по 700, а то и 800! На ДТП летела или ехала бригада из 5–7 человек. «А вот что случилось однажды в Тепло-Огаревском районе, – вспоминал заведующий отделением санавиации Валерий Григорьевский. – Мальчишки 10–12 лет нашли противотанковую мину и решили самостоятельно разобрать ее. Последовал взрыв. Четверых ребят в тяжелом состоянии отвезли в районную больницу. Прибывшие из Тулы врачи сразу же столкнулись с трудностями: операционный стол один, а нужно – четыре. Пришлось оперировать и на передвижных тележках. Сложность нашей работы заключается в том, что очень мало времени для раздумья. 45 процентов вызовов бывает ночью». А как-то в Дубенской районной больнице у будущей матери открылось сильное кровотечение, туда немедленно вылетела бригада специалистов. Срочная операция. Больной пришлось перелить полтора литра крови… О чем мечтали врачи санавиации в 1981-м? О создании установки для автоматической записи вызова на магнитофон и о собственной радиостанции для связи со всеми машинами службы.

Карате не для всех

В 1981-м в Туле набирает популярность карате. Вот только не все знали, где находится секция, поэтому читатели забрасывали редакции газет письмами с просьбой подсказать адресок. Любопытный факт: боевому искусству обу­чали сразу в нескольких местах. Например, секции существовали при спортивных залах Тульского оружейного завода, завода «Прибой» (позже «Октава») и даже педагогического института. Записывали туда, правда, далеко не всех желающих. Например, если претенденту менее 14 лет – до свидания! Отсеивали и тех, у кого слабовата физическая подготовка. Предпочтение отдавалось членам комсомольских оперативных отрядов, спортсменам-разрядникам (особенно борцам, боксерам, гимнастам, акробатам). Кроме того, требовалось принести характеристику с места учебы или работы. Тренировались тульские каратисты трижды в неделю по два – два с половиной часа. Специалисты предупреждали: ни в коем случае нельзя заниматься под руководством тренеров, не имеющих соответствующей аттестации, это может привести к тяжелым травмам.

***

В прошлом выпуске «Прошедшего времени» из-за технической ошибки были перепутаны подписи к фотографиям тульских велосипедистов-олимпийцев. На фото в центре слева запечатлен чемпион Олимпиады-80 Виталий Петраков, а справа – участник Игр-64, двукратный чемпион мира ­Сергей Терещенков.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему