Общество

21:30, 19 июня 2012

Полезный сервис или занятная игрушка?

К 2014 году во всех без исключения школах Тульской области появится электронный журнал – для педагогов и, соответственно, электронный дневник – для родителей. Ведь «получение сведений об успеваемости» не что иное, как государственная или же муниципальная услуга, которая, согласно законодательству, должна быть доступна в электронном виде к вышеупомянутой дате. «ТИ» решили выяснить, чем хорош и плох дневник и какие препятствия он может встретить на триумфальном шествии по Интернету.

Все школы –
в единую Сеть
– У меня старший сын Гриша во второй класс ходит, – рассказывает Любовь Пронина. – Он все-все о своих школьных делах мне рассказывает, отметки не скрывает. Так что нет нужды сверять обычный дневник с электронным. Меня больше интересует такая функция, как график отметок: новую поставили – и график меняется. Я вижу динамику ребенка и понимаю, по какому предмету его надо подтянуть, а где все спокойно. Еще очень важно, что я могу узнать, чем они занимались на уроке и что задано на дом. Или вот готовились мы к школьной олимпиаде – так учительница с помощью дневника выложила в Интернет примерные задания…
Любовь Пронина – многодетная мама, причем Гриша – старший из четырех детей. Как же выручит дневник он-лайн, радуется она, когда все в школу пойдут, – ведь перейти от странички одного ребенка к страничке другого в Сети очень просто. Гораздо проще, чем листать четыре бумажных дневника.
Директор тульской школы № 16 Наталья Трофимова, где учится Гриша, нашла плюсы в электронном журнале. Появившись в школе всего три месяца назад, он уже покорил ее сердце:
– Мне сразу понравилось то, что с его помощью можно рассказать о жизни школы: выложить фотографии, видеоролики. Вот дети на экскурсии, вот на празднике. Ведь родители думают, что тут только скучная учеба, а на самом деле у нас много чего интересного происходит. И главное, очень удобен этот журнал и для меня как администратора, и для учителей. Раньше мы полдня над отчетами корпели, а теперь – оп! – кнопочку нажал, и машина сама тебе все посчитала – количество пропусков, успеваемость, качество.
Как считает замначальника управления образования города Тулы Елена Гончарова, именно к уменьшению числа бумажных отчетов и приведет в конечном итоге введение электронного журнала.
– В нескольких школах Тулы он существует уже не первый год. Каждая из них использует свою систему. Тем же, кто только подключается к работе, мы советуем выбрать программу «Дневник.ру». Сейчас по городу ее используют 63 школы. В будущем они могли бы объединиться в общее информационное пространство, создать эдакую локальную школьную сеть. Тогда им будет проще обмениваться информацией и, кстати, документацией.
В чем подвох?
Ну не может быть так, чтобы сетевой дневник-журнал был всем хорош! Наверное, с родителей деньги немалые за пользование берут? Действительно – берут! Но, во-первых, небольшие, во-вторых, только за смс-оповещения, а в-третьих, лишь по желанию. Вообще по закону упомянутая услуга – «сведения об успеваемости» – должна быть бесплатной. Для школы это также стоит не дороже, чем на любой сайт зайти. И нового ПО покупать не надо.
А использовать-то это информационное чудо удобно? Справляются с ним родители, учителя?
– Вот вы спрашиваете, обу­чали ли мы своих педагогов работе с журналом, – улыбается Наталья Трофимова. – А что тут обучать? Здесь же все и ребенку понятно. Интерфейс настолько удобный, что освоить программу самостоятельно никакого труда не составляет.
Впрочем, некоторые школы для верности все-таки провели ознакомительные семинары.
– Дневник у нас действует уже около года, – рассказывает замдиректора тульской школы № 2 «Возрождение» Елена Падкина. – Мы приглашали представителей фирмы – разработчика программы, и они объясняли принцип ее действия. Когда многие учителя относятся к старшей возрастной категории, это необходимо.
Но вот времени на заполнение бумажного, а потом еще электронного журнала уходит больше – уж это точно.
– Да, с одной стороны, он облегчает нам составление отчетности, – вздыхает Елена Падкина. – С другой – мы выполняем двойную работу, что крайне неудобно.
– Думаю, в перспективе можно будет вообще отказаться от бумажного носителя, – говорит Наталья Трофимова. – Страницы онлайн-журнала выглядят в точности так, как страницы обычного. Их можно было бы с определенной периодичностью выводить на принтер и заверять печатью. Однако, для того чтобы эти распечатки стали документом, необходимо прописать такую возможность в нормативном акте.
Как рассказали в городском управлении образования Тулы, в одной из школ уже в следующем году планируется провести эксперимент: там будут пользоваться исключительно электронным журналом.
Преодолеть стереотипы
В прошлом году в Лобановской школе Ефремовского района на пробу, как говорится, ввели электронный дневник. Ее выбрали благодаря хорошему компьютерному оснащению – она давно считается в муниципалитете пилотной площадкой по внедрению информационных технологий.
Тут все было куда скромнее, чем в Туле. Электронный «дублер» появился всего в одном классе, хоть и в выпускном – девятом, а «чернильные» отметки переносились в электронные клеточки благодаря двум учителям – преподавателю информатики и классному руководителю девятиклассников. Но в этом учебном году эксперимент продолжения не имел. Родители заявили, что онлайн-дневник им совершенно не нужен.
Ну что тут удивляться, скажете вы, это, наверное, маленькое сельское учреждение, мамы и папы с педагогами каждый день на улице встречаются. Вряд ли стоит на такое рассчитывать: в школе учатся 215 человек, причем порядка двадцати привозят из близлежащих деревень.
Можно предположить, что у родителей нет доступа к Сети. Но, по словам педагогов, примерно 50–60 процентов мам и пап не чужды этого блага цивилизации.
– Знаете, это такое модное веяние, – говорит Татьяна Брунс, замдиректора школы по учебно-воспитательной работе. – Как банковские карточки, на которые все учреждения переходят, хотя не все понимают зачем, да и не всем работникам это удобно, честно говоря. Так и с электронными дневниками-журналами: родители не видят в них смысла. Конечно, года через три они появятся в каждой школе, и родителям, делать нечего, придется на них подписаться. А пока…
А пока, как бы хороша и удобна ни была система онлайн-оповещения об оценках, для многих она остается занимательной, но вовсе не обязательной игрушкой.
Светлана САМАРЕНКО

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий