Общество

21:07, 17 июля 2012

Как дотянуться до планки?

Если раньше словосочетание «государственный стандарт» употреблялось обывателями в связи, например, с качеством сгущенки или тушенки, то теперь его можно услышать и в разговорах на образовательную тематику. В техникумах и училищах новые госстандарты действуют уже год. Что они поменяли и чего поменять не могут?
Концепция

- Стандарт второго поколения, который действовал раньше, предъявлял требования к содержанию и процессу образования, у нового принцип совершенно другой - он ориентирован на результат, - рассказывает заместитель директора Тульского государственного коммунально-строительного техникума Валентина Цибикова.
Учреждениям как бы говорят: делайте то, что считаете нужным, главное - чтобы учащийся освоил определенный вид деятельности.
Ориентация на результат выражается еще и в том, что весь курс техникума или училища состоит из профессиональных модулей, за каждым из которых следует квалификационный экзамен. Заведующая заочным отделением все того же техникума Татьяна Луценко рассказывает:
- Впервые проведя квалификационный экзамен, мы увидели плюсы стандарта. Ведь по итогам этой аттестации выдается особый сертификат. И если раньше наши ребята могли рассчитывать на трудоустройство только с дипломом на руках, то теперь некоторые виды работ будут доступны им уже на начальных курсах. К примеру, те, кто сдал тот самый первый наш экзамен, получили право вести картографо-геодезическое сопровождение.
Для студентов такая схема, понятно, выгодна. А вот учебным заведениям в методическом плане приходится непросто - прежде они работали по типовым образовательным программам, ныне же должны составлять их сами. Здесь их фактически отправили в свободное плавание, с условием, что они достигнут нужного берега - сформированных профессиональных компетенций учащихся.
Но что понимать под «компетенцией»? По мнению некоторых специалистов, стандарты трактуют это понятие расплывчато.
- Мне повезло, что раньше я трудилась инженером на заводе, - считает замдиректора Болоховского машиностроительного техникума Валентина Кондрашова. - Изучая профессиональные компетенции, которые предлагают стандарты, я понимаю, что имеется в виду, поскольку знаю весь процесс производства. А если у человека такого опыта нет, то написать грамотную образовательную программу он просто не сможет. Надо, чтобы стандарты разрабатывали действительно практики, которые разбираются в вопросе. Или чтобы работодатели неформально подходили к помощи техникумам в составлении программ.
Партнеры
Помощь предприятий - один из важных постулатов новых стандартов. Ни одна образовательная программа не может быть принята, если она ими не одобрена. Предполагается, что трудовые коллективы должны громко заявить о своих требованиях к будущим потенциальным работникам и включить в учебный план те модули, благодаря которым учащийся удовлетворял бы этим запросам. На деле же директора заводов чаще всего просто подписывают готовые документы.
- Мы фактически варимся в собственном соку, - замечает заместитель директора Болоховского машиностроительного техникума Валентина Кондрашова. - Собираем информацию по мере сил и возможностей - от выпускников, в разговорах с работодателями. И на ее основе пишем программы - как можем.
Нельзя пока говорить и о существенной материальной поддержке предприятий.
- Не то чтобы они совсем не помогают, просто купить, допустим, сварочный станок за пару миллионов рублей не всякому по карману, а оргтехнику или расходные материалы - это пожалуйста, - признает Кондрашова.
- Вообще, чтобы система действительно заработала, нужна воля государства, - уверена Валентина Цибикова. - Существует закон о социальном партнерстве, но исполнителем там называется только образовательное учреждение, на предприятиях же никакой ответственности не лежит. А это неправильно.
Станки и книги
Надежная и, что греха таить, щедрая рука социальных партнеров жизненно необходима, ведь, если требования к знаниям с новыми стандартами поменялись, то оборудование мастерских и лабораторий не омолодилось.
- Да, у нас есть курсы вождения, в том числе на коммерческой основе, кроме того, проводим профессиональную переподготовку, но тех средств, которые выручаем, недостаточно для серьезного обновления, - вздыхает представительница Болохова. - Когда к нам присоединилось местное училище, мы продали все ненужное и устаревшее и купили два грузовика для ребят, которые учатся на автомехаников. Хотим еще легковушку приобрести. Но если машина стоит от 200 тысяч, то сварочный станок - не один миллион. Два полуавтомата есть, но на большее не хватает средств.
Хорошим подспорьем должна стать областная программа модернизации начального и среднего профессионального образования, принятая в прошлом году и рассчитанная до 2016 года. Она позволит уже в ближайшее время закупить новую технику для учебных заведений. Впрочем, бюджетные деньги получат в первую очередь те, кто подсуетился и сам пришел в профильное министерство с заявкой и даже сметой.
Учителя
Даже если в массовом порядке закупить во все техникумы станки, то кто покажет ребятам, как на них работать? Студент вуза и тот сегодня вряд ли согласится на подработку в организации, которая предложит ему меньше десяти тысяч рублей. А ставка в колледже - около девяти тысяч...
Помимо нехватки молодых кадров есть другая проблема - повышение квалификации.
- Помню, вскоре после того как в 1986 году я перешла с завода в техникум, меня отправили в Киев, в один из ведущих НИИ Советского Союза, - вспоминает Валентина Кондрашова. - И мечтать не могла, что увижу все это: сварочные аппараты, которые работают под водой, в космосе... Я общалась с авторами книг, по которым сама училась в вузе. И пробыла там не три дня, не неделю, а целых два месяца. Сейчас подобные стажировки стоят очень дорого, и позволить их себе могут очень немногие.
...Новые стандарты - своеобразная гарантия того, что будущего специалиста в техникуме или профлицее действительно выучат. Вот только, сетуют руководители и педагоги, довести бы стандарты до ума и - обеспечить их выполнение материальными ресурсами.
Впрочем, насчет последнего пункта есть и другое мнение. Например, начальник отдела профессионального образования профильного департамента областного министерства образования и культуры Сергей Субботин уверен:
- Современному директору нельзя лишь сидеть в кабинете и давать указания. Он должен быть активным, искать партнеров, возможности дополнительного финансирования...Те, у кого это получается (а таких людей немало), и материальную базу пополняют, и зарплату предлагают достойную, и на учебу своих педагогов посылать не отказываются.
Татьяна МОТОРИНА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий