Общество

20:17, 19 июля 2012

Крокодил, Полкан и барыни

Четырнадцатый год в Одоевском районе на берегу Упы вырастает палаточный лагерь, точнее - городок, где обычно проживают несколько сотен человек. Уже на подъезде к нему чувствуешь запах дыма от костров и... хлеба.
Нет, мини-пекарни здесь не работают, это гончары, мастера древнейшего дела, которое питает сама земля, по старинке охлаждают обожженные изделия в растворе муки. Они съезжаются в деревню Филимоново на фестиваль «Поляна» из разных регионов России по приглашению Константина и Елены Кехаиди - педагогов Одоевской школы искусств. Более двух десятилетий назад в этом учебном заведении открылось художественное отделение, где помимо основных предметов стали изучать гончарное ремесло и знаменитую филимоновскую игрушку. И каждое лето преподаватели вместе с учащимися стали выезжать на заготовку глины. Процесс это трудоемкий, долгий, поэтому приходилось брать с собой палатки и на несколько дней поселяться в живописном карьере, рядом с которым бьет родник и протекает река. Потом стали прихватывать станки, приглашать друзей, и вскоре заготовка глины переросла в фестиваль народного творчества «Поляна».
Теперь сюда приезжают целыми семьями. Кто-то учит, кто-то учится. Помимо гончарных занятий проходят мастер-классы по изготовлению парковой скульптуры, тряпичных кукол, плетению из бересты, лозы, бисера, по художественной росписи ткани, дерева - настоящий клуб по интересам под открытым небом. Толпы детей перебегают от одного навеса к другому, приобщаясь то к одному, то к другому ремеслу. Собственно, для этого и задумывался фестиваль: чтобы воспитывать у подрастающего поколения любовь к народным традициям.
Обучение, общение, отдых, обмен опытом здесь никем не регламентируются, но каким-то естественным образом чередуются.
- Купаться пойдете? - спрашивают нашу репортерскую группу вместо приветствия трое мальчишек лет семи-восьми. - Если не уме­ете плавать, то можно с нами в «лягушатнике», а для взрослых во-он там мостки сделаны.
Место для купания замечательное: деревянные ступеньки на крутом склоне, перила, а вокруг - буйная зелень. Вот только погода на этой неделе нежаркая. Но ребят это не пугает.
- И ничуть не холодно: лето ведь! - уверяют наши чумазые гиды и мчатся к воде.
Им навстречу несколько взрослых несут полные ведра: чтобы поливать подручный материал, а то пересохнет. Тут же расположился мини-прилавок, на котором две предприимчивые жительницы Одоева разложили для продажи капусту, лучок, морковку, расставили банки со спелой смородиной...
- Вовремя приехали, - встречает нас Константин Кехаиди. - Мы уже несколько дней лепим, сейчас печь открывать будем: посмотрите, что тут народ успел нафантазировать.
На это событие собираются полюбоваться многие жители палаточного поселения. Некоторые приходят прямо от рабочих станков, перемазанные в сине-серой глине. Такого же оттенка темные фигурки, вылепленные на многочисленных мастер-классах и влажно поблескивающие на нескольких столах. Но вот удивительно: обожженные, они приобретают сливочно-белый цвет, как у дорогого фарфора. Несколько мастеров клещами вынимают их из круглой печки, похожей на большую кастрюлю, с которой сняли крышку, и окунают в мучнистый раствор до тех пор, пока не проступит в орнаментах и впадинах чернота - мука быстро подгорает на раскаленных изделиях. Затем они отправляются в ведро с холодной водой.
- А вот те - задымим, - решает Кехаиди.
И несколько фигурок опускаются в яму с древесными опилками, откуда начинает тянуть дымком: это еще один  прадедовский способ придать поделкам необычный колорит.
Поблизости сложена настоящая закрытая печь из огнеупорного кирпича - воплощенная мечта собирающихся здесь филимоновских, скопинских, хлудневских мастеров. Отныне они могут показывать ученикам, как не только обжигать, но и глазировать работы. На земле на двух дощечках красуются первые образцы, отгороженные на всякий случай забором в виде двух крокодилов, у одного из которых вместо глаза вставлен апельсин, а у другого - лимон.
- Это наши дети нашли корягу, а мы ее обтесали, - поясняет керамист из Обнинска Александр Сысоев. - Теперь ребята собираются расписать свою «добычу» узорами в красно-зеленых тонах, и получится... филимоновский крокодил.
Число участников фестиваля растет год от года: на этот раз приехали более четырехсот человек из Калуги, Твери, Нижнего Новгорода, Чебоксар, Орла, Брянска, Питера, Подмосковья.
- Мы с детьми в разные народные игры играем, а взрослые у нас по вечерам кадриль танцуют, - рассказала член оргкомитета фестиваля Лариса Селиверстова. - Стараемся, чтобы все здесь было как встарь - и работа, и развлечения...
Семейная пара из Орла, Ольга и Виталий, каждый год хоть неделю отпуска да выкраивают для поездки «на глину».
- У нас двое детей, и кроме традиционного отдыха на море хочется подарить им на каникулах что-то необычное. Саша с Ксюшей тут и из лозы плетут, и какие-то обереги из тряпок крутят, и в волейбол играют, - сказала Оля, а потом засмеялась и добавила: - Да что там - ребята, мы и сами с такой радостью приезжаем: весь год бегаешь, суетишься, а здесь позволяешь себе позаниматься творчеством, хоть в повседневной жизни ты от него и далека...
Рядом с печью лепят символ фестиваля этого года - Полкана. Так уж повелось:  общими усилиями ваяют одну скульптуру, которая потом устанавливается в Одоеве перед школой искусств. В позапрошлом году это был дракон, в прошлом - филимоновская барыня в широкой юбке. Полкан, которого Елена Кехаиди назвала русским вариантом кентавра, на эскизе похож на лукавого лесовичка с бородкой и в шляпе на манер тех, что носили мужики на Руси. Но у него, по замыслу, туловище коня, над которым трудятся опытные мастера. А рядом неугомонная малышня тоже что-то месит, подражая старшим.
- Здесь у нас в почете разные направления гончарного ремесла, - поды­тожила Елена Ивановна. - Но на особом месте - филимоновская игрушка: ведь мы лепим из местной глины, которую разводим местной водой, на этой удивительной земле, которая «натворена» сотнями умельцев: в этой деревне необыкновенная  аура.
Ее прерывает маленькая девчушка, у которой даже волосенки на макушке в глине:
- Тетя Лена, посмотри, хорошо у меня получилось?
И протягивает «то ли мышь, то ли лягушку, то ли неведомую зверушку», при виде которой Кехаиди уверенно заявляет:
- Замечательно! Когда вырастешь - мастерицей будешь!
Марина ПАНФИЛОВА
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий