Рекламный баннер.

Общество

20:19, 30 июля 2012

Строитель, учитель и чуть-чуть Дед Мороз

Строитель, учитель и чуть-чуть Дед Мороз

Когда автор этих строк впервые позвонила в Протасовскую школу Дубенского района, ее директор Андрей Леонов, назначая встречу репортерской группе, обмолвился: «Нет, завтра не могу – поеду за живой елкой для ребят!» – разговор происходил накануне Нового года. И в сознании тотчас возник образ эдакого сказочного персонажа – не то Деда Мороза, не то сильного и доброго лесника. Анд­рей Леонидович, высокий, крепкого сложения, внешне и впрямь соответствует такому представлению. Но личность его шаблонной никак не назовешь.

Он любит дубенские места, хотя вовсе не здешний уроженец. Приехал с Алтая в начале девяностых с женой и четырьмя детьми. Спустя некоторое время устроился в протасовский колхоз прорабом. Ведь по профессии Леонов – инженер-строитель. Супруга же, учитель математики, пришла работать в местную школу. Семья завела хозяйство.
Жить бы да поживать, но колхоз, где трудились порядка 150 селян, пришел в упадок. Конечно, не он один по району и по всей России – такие были времена. Тогда Андрею Леонидовичу предложили стать учителем труда.
– Меня директор школы хорошо знал. Ведь куда, как вы думаете, он обращался, если, например, доска нужна была или гвозди? Конечно, на пилораму, – улыбается Леонов. – Так что я, еще будучи прорабом, учебному заведению помогал. Часто приходил сюда в гости – мне нравилось общаться с детьми, и они меня тоже хорошо воспринимали.
И это неудивительно: Анд­рей Леонидович ну никак не соответствует классическому образу «трудовика» – прокуренного, не слишком трезвого и в замызганном халате. Но главная причина уважения к нему детей кроется в том, что он учил делать «кое-какие интересные вещи». Например… мотоцикл, полностью состоящий из деревянных деталей с редким вкраплением металла. Игрушка чудо как хороша не только по детским, но и по взрослым меркам.
А вот совсем недавние работы – спилы деревьев с «выросшими» на них избами, церквами, лесами.
– У меня есть книга рассказов Шукшина, там иллюстрации замечательные. Я их на дерево переношу, а ребята выжигают.
Даже сейчас, будучи директором со множеством соответствующих этой должности обязанностей, Леонов не в силах перестать создавать красоту собственными руками. А что уж говорить о тех далеких годах, когда он только-только пришел в школу. Впрочем, поначалу надолго он в ней не задержался…
– В те времена мы по полгода зарплаты не видели, жили на натуральном хозяйстве – сено косили, молоко продавали. Потом я решил – надо что-то делать, ведь дети подросли, им нужно было дать хорошее образование. И устроился в строительную организацию, работал вахтовым методом в Тюмени.
Так продолжалось восемь лет, потом он вернулся, трудился в коммунальном предприятии Дубны, а когда директор Протасовской школы в 2008 году покинул свой пост, лучшей кандидатуры, чем Андрей Леонов, и искать не пришлось. Он согласился не раздумывая.
…Во многих соседних учреждениях число учащихся сокращается. В Протасове же оно стабильно – примерно сорок человек. Спасают положение многодетные семьи турок-месхетинцев, давно обосновавшихся в этих местах. Но не только они. Например, осенью в школу придут учиться двое первоклассников из Дубны – ехать сюда недалеко, а классы маленькие, значит, будет индивидуальный подход к каждому. Получается, на хорошем счету протасовское образование.
Но директор занят не только решением текущих хозяйственных и учебных вопросов. По его инициативе ребята начали собирать в селе и соседних деревнях старинные вещи. Сейчас в кабинете труда ждут своего часа прялка, маслобойка, зеркало в красивой резной раме, патефон…
– Пока руки до них не доходят, – признается Андрей Леонидович. –  А надо ведь, чтобы специалисты оценили, к какому точно времени относятся эти раритеты, надо их описать и систематизировать.  Ну а потом планирую сделать в каждом кабинете тематический уголок. Например, в историческом классе пусть будет экспозиция XIX века, у завучей – старинные монеты, купюры, арифмометр…
Но есть у Леонова и куда более глобальные задумки:
– Вы слышали о том, что такое «Детские деревни SOS»? Это небольшие поселки, домов по десять, специально для семей, воспитывающих приемных детей. Для ребятишек это, конечно, намного лучше, чем жить в казенном детдоме. Думаю, было бы прекрасно, если бы такая деревня появилась в Протасове. Места у нас красивые, территория есть. А какой импульс это даст развитию села!
Строит «деревни» международная благотворительная организация, но если раньше она использовала только свои средства, то теперь просит софинансирования у местных властей. Директор школы попробовал было обратиться с этой идеей к районной администрации, но там сказали: «Денег нет». Теперь Андрей Леонидович собирается рассказать о проекте областному руководству.
…Жизнь нашего героя не изобилует ослепительными моментами. Но она – прекрасная иллюстрация к двум истинам, которые почему-то часто ставятся под сомнение. Вторая заключается в том, что в школе может и должен работать тот, у кого это действительно получается. И наличие диплома при этом вовсе не главное. А первую истину можно сформулировать так: рано говорить об упадке российского села. По крайней мере, пока там есть такие люди, как Леонов.    
Татьяна МОТОРИНА
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий