Общество

22:03, 30 августа 2012

Философия огуречной рассады

Разговоры о модернизации школы в наступающем учебном году как нельзя актуальны – вот-вот будет принят новый закон «Об образовании». Среди прочего эксперты настаивают на том, что возможность получить хорошие знания должна быть у всех детей, но до сих пор ученик малокомплектной сельской школы остается в худшем положении по сравнению с другими сверстниками. И учителя там, как правило, ведут сразу по два-три предмета, и с современной техникой небогато, и домов творчества не наблюдается. С этой точки зрения школу в деревне Синегубово Чернского района надо бы, наверное, упразднить, а детей перевести на учебу в более «продвинутое» учреждение…

Если бы решение о закрытии принималось по каким-то раз и навсегда утвержденным формальным признакам, то синегубовцам его вряд ли удалось бы избежать. Школа основная, то есть учиться можно только до девятого класса, потом – иди в техникум. Посещают ее всего-навсего 25 детей. Здание не типовое, совсем крохотное. Спортивного зала нет – в хорошую погоду осенью и весной занимаются на спортплощадке, правда довольно добротной. В дождь и метель физкультуру проводят в коридоре – он же актовый зал. Столовая в учреждении тоже отсутствует – ребята завтракают-обедают в расположенном по соседству детском саду, благо там для них сделали отдельный вход. Все оборудование кабинета информатики заключается в интерактивной доске и двух компьютерах. А котельная работает на угле и дровах.
Казалось бы, ну какой резон дотационному району содержать такое убогое по современным меркам хозяйство? Не проще ли утром сажать детей в автобус и во­зить их хотя бы даже в Чернь – до нее всего шестнадцать километров? А там – большие школы, имеющие все возможности для того, чтобы и научить, и воспитать…
Странное дело, перечисление материальных признаков действительно выглядит убого, а вот сама она не то что не провоцирует уныние и ощущение безысходности – наоборот, вызывает желание остаться подольше. В чем дело? В опрятности кабинетов, в окошках, тщательно вымытых к празднику знаний, в «чувстве истории», веющем от толстых стен (все начиналась лишь с двух комнат здания, построенного в 1894 году местным помещиком), а может, в зелени кипариса, в роскоши пурпурных, огненных, золотистых клумб, мокнущих под августовским дождем? Так и не так. Деревенский уют сам по себе не может быть залогом становления личности. Так что дело прежде всего в том, что школа этот самый уют сделала частью воспитательного процесса.
– У нас каждый класс выращивает рассаду – одни специализируются на цветах, другие на огурцах, третьи пробуют разные сорта капусты, – рассказывает директор Надежда Просветова. – Когда я сюда приехала и только начала эту работу, мы раздавали растения во все семьи деревни, а потом ученики мои стали взрослыми и рассада стала никому не нужна – все уже и так знали, как что выращивать. Зато теперь нам присылают заказы из Черни – так каждый класс пополняет свой собственный бюджет.
«Зеленая миссия» Надежды Александровны началась в 1981 году, когда она по распределению приехала в Синегубово учителем биологии. Приехала – и увидела на улицах одни ракитки. Но уже скоро благодаря Просветовой и ее ученикам сначала школьный двор, а затем и вся деревня украсились лиственницами, елями, каштанами. Она и сейчас помнит, кажется, когда и кем было посажено то или иное дерево. Удивительно ли после этого, что в конце концов в Синегубово приехали с предложением сотрудничества представители Гринписа. А о практической стороне вопроса – вкуснейших «школьных» яблоках, перцах и помидорах – упоминать, наверное, излишне.Гринписовцы – не единственные гости издалека, которые сюда приезжают. Были тут и белевские коллеги – перенимали опыт, делились своим.
– Мы все думали: такие большие школы – ну что мы им показать можем? – признается директор. – А им у нас понравилось. Сказали: атмосфера какая-то особенная…
За атмосферу отвечает в первую очередь руководитель местного театра, а точнее «театрика», – завуч и учитель математики Галина Исполинова.
– Я же понимаю, что ребятам для развития одной моей математики маловато, – хитро улыбается Галина Николаевна, – им нужно знакомиться с произведениями искусства, литературы. Ведь что они видят вокруг? Жизнь в деревне очень бедна на впечатления. А мы ставим Шварца, Драгунского, иногда классику – Чехова, Пушкина.
Педагоги ездят на курсы, занимаются теоретической работой, обобщением опыта…Как результат всего вышеперечисленного – затерянная в глубинке школа дважды получала награды на всероссийском конкурсе воспитательных систем, а один раз даже завоевала титул «Школа года» на уровне страны.
Как же все это удается – ведь у них, как мы уже убедились, нет никаких видимых преимуществ перед остальными?
– Нам просто нравится учиться и расширять круг общения, за много лет это уже вошло в систему, – подумав, отвечает Исполинова. – И как-то само собой получается, что и ребята тоже загораются.
Школа расположена в двух шагах от клуба и в четырех –  от детского сада. Эти три здания – культурный центр деревни. Здесь собираются на Новый год, Масленицу, Троицу.
– Ко мне тут на днях бабушка подошла – она, казалось бы, никакого отношения к школе не имеет, – рассказывает Надежда Просветова. – И говорит мне: «Вот хорошо, школа живет – и мы живем»…
По пути в Тулу перед глазами еще долго стояли огненно-золотые клумбы и застекленная веранда. И все никак не выходили из головы вопросы. Так ли важны, как говорят, спортзалы, бассейны и планшетники или в школе есть нечто важнее и глубиннее?
…Завтра в Синегубове будет большой праздник. На него соберутся, наверное, все.
 Татьяна МОТОРИНА
   Геннадий ПОЛЯКОВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему