Рекламный баннер.

Общество

21:37, 06 сентября 2012

Пока грабеж не стал профессией

Пока грабеж не стал профессией

В пятой статье первой главы Федерального закона «Об образовании» сказано, что право на бесплатную учебу есть у всех граждан России – вне зависимости от национальности, состояния здоровья, убеждений… В том числе – вне зависимости от наличия судимости. Воспитанники Алексинской воспитательной колонии вряд ли читали этот закон, но учебный год у них начался, как и положено, 1 сентября.

Окна вставить, стены обшить
Нагрузка у парней, пожалуй, даже больше, чем у некоторых их сверстников: и школьные уроки, и занятия в училище. Важны, конечно, и те и другие, но профессиональное образование, пожалуй, скорее пригодится ребятам – по крайней мере, оно дает им шанс после освобождения найти нормальную работу…
– Ну, какие рубанки вы знаете? – спрашивает преподаватель Михаил Борисов у группы новичков, решивших стать «мастерами столярно-плотничных и паркетных работ».
В колонии Михаил Юрьевич работает всего два года, но его общий педагогический стаж «зашкаливает» за двадцать лет.
– У многих из них есть желание учиться? – интересуемся мы.
– Я вам честно скажу: примерно у половины, – признается Михаил Юрьевич и тут же оговаривается. – Но тут ведь надо принять во внимание и разницу в способностях: кому-то даже элементарную работу сложно выполнить. Таким я иногда даю наставника из тех ребят, которые уже многое умеют. И, что интересно, он действительно помогает, подсказывает. Вообще, в мастерской конфликтов обычно не возникает.
– Сколько они учатся, что умеют по окончании курса?
– Срок обучения – год. Что мы только не делаем! Видели лавочки у входа в училище? Это наша работа. И фасад пластиковыми панелями тоже мы обшивали. Слава богу, с современными материалами дефицита нет. Некоторые ребята даже пластиковые окна устанавливать могут. А ведь, сами понимаете, это сейчас очень востребованный навык.
Из слов Борисова вывод такой: кто хочет учиться, тот научится. Вот, например, пока он ведет теоретическое занятие с новичками, в мастерской трудится Сергей, один из лучших его учеников, – самостоятельно изготавливает полки для класса.
– Что еще ты можешь сделать?
– Все могу, – довольно усмехается парень, не прерывая работы, – стол, стул, раму – легко.
Плюсом для Сергея и ему подобных трудяг стало то, что начиная с нынешнего года дип­лом их училища ничем не отличается от такого же документа, выданного учреждением начального профобразования «на воле».

До Швейцарии далеко
– Когда мастер из отпуска выйдет, я пойду учиться на маляра-штукатура, – как о решенном вопросе толкует «колонист» Илья. Мастера производственного обучения швейному делу тогда точно огорчатся: Илья – их «надежда и опора» в ремонте машин.
А ведь год назад, вспоминают преподаватели, был он ершист и задирист. Потом поуспокоился, научился шить, а позже – орудовать, если надо, отверткой. Порою к нему даже приходит вдохновение – однажды он распорол казенную кепку и скроил по ее образцу другую из старого спортивного костюма. Получить еще одну профессию – малярную – собственное решение Ильи.
Мастер Зоя Будынина, которая трудится в этом училище уже восемнадцать лет, вспоминает одного талантливого ученика: он все наблюдал, как она кроит детали, упрашивал научить. И Зоя Алексеевна сдалась. Даже индивидуальные уроки для него проводила. В итоге парень за короткое время научился кроить брюки, что считается довольно-таки сложной работой. Вот если бы, сетует мастер, всем ребятам она могла бы преподать что-то большее, чем пошив простыней, полотенец и унылой колонистской робы. Но это практически невозможно, ведь срок обучения специальности составляет всего пять месяцев. Оптимизма у нее меньше, чем у Михаила Борисова.
– По программе обмена я недавно ездила в Швейцарию, – рассказывает Зоя Алексеевна. – Их условия, конечно, с нашими не сравнить. Например, обучение может длиться до двух-трех лет, а группы – куда меньше, причем на восемь человек приходится по два мастера. У нас же на двадцать человек – один. А ведь мне нужно к каждому подойти, рассказать и показать…
А что на воле?
На самом деле называть учебное заведение в Алексинской колонии «училищем» не совсем верно. Формально оно, как и ему подобные в других исправительных учреждениях, – лишь филиал профессионального училища № 79. Руководит им Вячеслав Кочетыгов. Совсем недавно он занимал должность заместителя начальника областного УФСИНа и, выйдя на пенсию, решил использовать накопленный обширный опыт в сфере профессионального образования заключенных. Планов у него много, ибо проблем в данной сфере тоже немало.
Что касается непосредственно Алексинской колонии, то с февраля нынешнего года тут можно обучаться еще по двум специальностям – «слесарь по ремонту автомобиля» и «оператор ЭВМ». Компьютерный класс уже оборудован, мастерская – в процессе.
– В ближайшее время мы проведем мониторинг среди осужденных во всех колониях и выясним, какие специальности им хотелось бы получить, – с жаром рассказывает Кочетыгов. – Кроме того, планирую выйти на центры занятости во всех районах, чтобы понять, представители каких профессий там нужны. Ведь человек, когда освободится, вернется в родные места, и у него должна быть возможность найти работу. Все это позволит определить перечень новых специальностей, которые нужно будет открыть в филиалах училища.
Вячеслав Васильевич сокрушается и о том, что в нашей области нет закона о квотировании рабочих мест для тех, кто освободился из «мест не столь отдаленных», хотя во многих других регионах подобный нормативный акт существует.
Да что квотирование… Ни правоохранительные органы, ни службы занятости, ни муниципальные власти не отслеживают трудоустройство освободившихся, даже несовершеннолетних. Вот выйдут алексинские колонисты на волю – и что дальше? Кто их знает – пойдут они плотничать или опять убивать да грабить?
Эта проблема – одна из многих в сфере реабилитации бывших осужденных. Решать ее предстоит в том числе и Вячеславу Кочетыгову. А пока он вместе с артистами культурного центра при УФСИНе посещает все колонии, где есть филиалы профучилища. Они привозят с собой концерты и поздравления – как-никак все, кто получает образование, могут считать День знаний своим праздником.
 Татьяна МОТОРИНА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Конструктор-самородок

06 сентября, 21:37

Экономия на мусоре

06 сентября, 21:35

Неблизкие близкие

06 сентября, 21:35

Сердцевина семицветика

06 сентября, 10:58

На эту же тему