Общество

18:41, 27 декабря 2013

Афганская удача братьев-близнецов

На работе у туляка Алексея Альховика стоит шкаф, доверху заполненный фотоаппаратами разных стран и эпох. «Коллекционирую их с пятнадцати лет – с той самой поры, когда мы с братом-близнецом попали в студенческий строительный отряд в Казахстане. А оказались мы там при весьма пикантных обстоятельствах», – улыбается наш собеседник.

Сказочные деньги
Брат Алексея, Александр, состоял на учете в детской комнате милиции. Всех мальчишек-проказников, оказавшихся в поле зрения сотрудников правоохранительных органов,  в семидесятые годы пытались перенаправить с кривой дорожки на путь истинный по-советски просто. Вручали лопату и лаконично объясняли:  ударно трудись, чтобы вся дурь из головы вышла.  А как и где работать? Да везде – мало ли в СССР строек. Вот и отправился Сашка в студенческий отряд от инженерного института, а брат Лешка вслед за ним: не скучать же дома одному. Привезли парней в совхоз, где они строили дома, коровники и прочие объекты.
– Нам с Александром было не привыкать к тяжелому труду – мы же из рабочей семьи. Потому пахали как лошади, – вспоминает сегодня Алексей Иванович. –  Скажу больше: мы, мальчишки, подавали пример студентам, как надо трудиться. Например, нам, как младшим по возрасту, полагалось  только до четырех часов дня работать, а мы могли чуть ли не до полуночи скакать по стройплощадке. Если совсем было невмоготу поднимать тяжеленные носилки, то их ручки вставляли себе в рукава и так тащили. А среда какая была? Студенты, головы-умницы – это же не шантрапа какая, а интереснейшие люди. За полтора месяца мы заработали аж по 700 целковых на брата, и это в то время, когда хорошей получкой считались 200 рублей!

Приземление вслепую
Прошло несколько лет. Близнецов призвали на службу в Воздушно-десантные войска, в Витебскую дивизию. И так случилось, что наш земляк и его брат оказались в числе первых советских воинов, входивших в Афганистан…
– Однажды ночью в части объявили тревогу. Мы решили, что нас забросят в Иран – там как раз неспокойно было: революция произошла, – рассказывает Алексей Альховик. – Но чуть позднее, когда офицерам выдали карты Афганистана, узнали, что ждет на самом деле. Перед нами поставили боевую задачу: захватить 25 декабря 1979 года взлетно-посадочную полосу аэродрома в Кабуле. По первоначальному плану наше подразделение должно было прыгать с парашютами.
После этих слов бывший воин-афганец замолчал. И, выдержав небольшую паузу, со знанием дела произнес: если бы крылатая пехота той ночью стала десантироваться таким способом, да еще в заснеженных горах – пиши пропало, половина личного состава разбилась бы. Но в последний момент командование приняло решение посадить самолет на аэродром.
– Приземлялись мы вслепую: афганцы погасили освещение, и наш Ил-76 на первом круге коснулся земли на некотором расстоянии от взлетно-посадочной полосы, – говорит участник боевых действий в Афганистане. – Шасси катились по какой-то щебенке, началась такая жуткая вибрация, что и я, и мои сослуживцы подумали: сейчас самолет развалится на куски.  По салону летали ящики с боеприпасами, бойцы подпрыгивали… В итоге  ушли на второй круг и со следующей попытки наконец сели.
Около ста десантников захватили аэродром и перекрыли возможные пути подхода к нему противника. Потом прочесали окрестные дома. Несколько раз пришлось вступать в перестрелку и бросать гранаты. Но обошлось без  жертв. А через несколько часов в Кабуле стали приземляться другие советские самолеты – и было уже не так страшно.
Когда сдают нервы
– Вспоминается масса эпизодов в Афганистане, – продолжает свой рассказ Алексей Альховик. – Когда мы на машине первый раз выдвигались на разведку в Кабул, то снимали с нее автомобильные номера, избавлялись и от армейских эмблем, чтобы никто не догадался, что мы советские солдаты. А чего стоит случай, произошедший 27 декабря, когда перед нами поставили задачу блокировать штаб афганской танковой армии!
По словам Алексея Ивановича, в тот день десантники направили парламентеров к афганцам-танкистам. Наши бойцы оговаривали условия сдачи. И тут нервы у одного из «голубых беретов» не выдержали, напряжение-то у всех нас колоссальное было – парень стал лупить из пулемета по штабу. Все, кто находился внутри,  попадали от страха на пол.
– Хорошо, что к пулеметчику подбежал офицер и дал тому по шапке. Огонь прекратился. Афганцы подняли белый флаг, – улыбается Альховик. – А вообще нам тогда дико повезло. Ведь они видели нас как на ладони, у них были неподалеку вкопаны танки – и если бы события разворачивались несколько иначе, то нашу колонну запросто расстреляли бы. Но и на войне присутствует такое хорошее явление, как удача.
Сергей МИТРОФАНОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему