Общество

19:12, 04 декабря 2013

Английский «бойс» против немецкого «полтинника»

В честь 72-й годовщины обороны Тулы и контр­наступления советских войск под Москвой в нашем регионе проводят встречи школьников с фронтовиками, открывают в музеях выставки, рассекречивают уникальные документы военной поры… Так, в Государственном архиве Тульской области теперь можно ознакомиться с донесениями о положении дел не только во время осады оружейной столицы, но и в первые месяцы Великой Отечественной.

Девушки
на тракторах
– В тот период происходило множество любопытных эпизодов. Так, в Воловском районе летом 1941-го отмечались факты, когда на курсы трактористов и комбайнеров массово записывались девушки, а также старшеклассники. Надо же было кому-то трудиться на полях вместо ушедших в армию мужчин, – рассказывает исследователь Сергей Новиков. – Были и комические случаи: например, в Сталиногорске (нынешнем Новомосковске) директор школы № 7 Бабкин, не подумав о последствиях, бодро крикнул учащимся: «Ну, ребята, теперь берите сумки, чашки, ложки – и все на фронт!»
Двенадцатилетние мальчишки, обрадованные тем, что им доверили защищать страну от врага, бросились по домам и сообщили эту весть матерям… В результате началась паника. И родительниц пришлось срочно успокаивать: мол, руководитель образовательного учреждения неправильно выразился. Дескать, на самом деле мобилизуют ребят только старше 16 лет – и вовсе не на фронт, а на не менее важные хозработы.
Впрочем, юные туляки все равно шли воевать. Так поступил в свое время Виктор Митин, ставший сыном полка. Встреча с ним и другими ветеранами проходила в Тульском молодежном патриотическом центре «Юнга».
– Я родился в 1929 году. Жил в Сталиногорске, там оказался в оккупации. Очень хорошо помню: после того как немцев выбили из города, трупы вражеских солдат долго валялись и на улицах, и на полях, – вспоминает Виктор Яковлевич. – А когда сбежал на фронт, то стал связным, носил форму и оружие, воевал в Польше у города Познань, был удостоен медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Винтовка
из Культуры
Не многие россияне с ходу смогут ответить на вопрос: что такое «бойс»? Это – противотанковое ружье, выпускавшееся в сороковые годы прошлого века на заводах Великобритании. Еще меньше соотечественников видели его, как говорится, живьем. Не в каждом даже крупном музее страны есть столь редкостный «зверь» весом больше пуда, а вот на периферии, в далеком Белеве, – пожалуйста.
– Действительно, данный экземпляр – своего рода эксклюзив. Только представьте себе: таких ружей из США в СССР было поставлено по госпрограмме незначительное количество, всего около 1000 штук, – говорит научный сотрудник отдела истории Белевского художественно-краеведческого музея Владимир Просяной, показывая на экспозицию, посвященную боям на Тульской земле. – Этот «бойс», у которого чуть-чуть повреждена лишь передняя часть, к нам привезли с места одного из сражений на подступах к городу.
Вообще на дефицит предметов вооружения Красной армии и вермахта местные музейщики не жалуются. Например, белевцы могут удивить посетителей не только грозным железным «англичанином», но и трофейным германским минометом калибра 50 миллиметров, который историки именуют «полтинником». Вещь также довольно редкая.
– Если говорить о свежих поступлениях, то в этом году нам передали винтовку Мосина, найденную в ходе проведения Вахты памяти – 2013, – продолжает Владимир Иванович. – Она лежала вместе с останками нашего бойца в районе населенного пункта Культура, где дислоцировался 29-й гвардейский стрелковый полк.
В это время года в музее – наплыв посетителей, желающих ознакомиться с реликвиями «сороковых-роковых». Здесь объясняют гостям: дыхание войны в Белеве почувствовали задолго до того момента, как вражеские снаряды и мины обрушились на район. Еще летом 1941-го в городе на базе школ был организован госпиталь под номером 1866. Его начальником стал военврач 2-го ранга Александр Леонидов, который прежде возглавлял амбулаторию железнодорожной больницы. Медперсонал собирали из всех уголков области. Раненых привозили из-под Минска, Дорогобужа, Ярцева, Ельни… Осенью гитлеровцы подошли совсем близко к Белеву, начались бомбежки, нарушилась телефонная связь. И тогда было принято решение об эвакуации госпиталя в Куйбышевскую область. Вообще, за время войны он кочевал часто – размещался в городах Украины, Польши, Германии.
– Нам удалось проследить за судьбой многих медиков. Например, выяснили: в госпитале долгое время трудилась палатной медсестрой жительница Белева Вера Матвеева. Она была в 1945 году удостоена медали «За боевые заслуги». Вера Алексеевна ушла из жизни, когда ей исполнился 101 год, – рассказывают музейщики.

Забытый генерал Аввакумов
В истории района, в котором за время оккупации гитлеровцы сожгли 79 деревень, разрушили 1313 административных зданий, вывезли 16 970 голов скота, замучили и расстреляли 123 жителя, а 4500 человек угнали в Германию, до сих пор остается довольно много белых пятен. По словам Владимира Просяного, ему и местному военкому только недавно удалось установить фамилии военнослужащих, захороненных в центре Белева. Выяснилось, что там во время Великой Отечественной предали земле участника трех войн, заместителя командира инженерных войск 61-й армии полковника Михаила Затонского, командира 51-й отдельной танковой бригады подполковника Михаила Воротникова, генерал-майора Якова Аввакумова... Если уж такие фигуры оказались надолго забыты, то что уж говорить о простых солдатах.
– А еще я сейчас исследую судьбу советских авиаторов, воевавших в белевском небе. Ищу в Интернете, изучаю документы из Центрального архива Министерства обороны. Материалов набралось уже на несколько папок, а конца и края этой работе еще не видно, – говорит Просяной.
Сергей МИТРОФАНОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему