Общество

13:18, 10 мая 2023

Архивы приоткрывают военные тайны

Архивы приоткрывают военные тайны

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ
Фото Геннадия ПОЛЯКОВА

 

Исследователи событий времен Великой Отечественной признаются: война так глубоко перепахала человеческие судьбы и оставила после себя так много разных следов, что изучать прошлое мы будем еще очень и очень долго. Да, очевидцев «сороковых, роковых» все меньше. Но зато в архивах хранится еще масса документов, благодаря которым можно узнать немало новых подробностей – и героических, и трагических – о людях, которые так или иначе были связаны с нашим регионом. Мы изучили бумаги из фондов Государственного архива Тульской области, Центрального архива Министерства обороны РФ и одного из германских архивов – и спешим поделиться с читателями уникальной фактурой.

 

Взорвали машину и застрелили двух немцев

15 декабря 1941 г. партизанской группе в составе Алексея Алексеевича Ермилова (командир), Ивана Тимофеевича Чернопятова и Александра Ивановича Сидорова было дано задание действовать на шоссе Сумароково – Плавск. Уже 18-го утром они заложили мину и стали наблюдать. «Через несколько минут мы заметили, как одна автомашина с людьми в количестве 10–12 человек наехала на мину и взорвалась, т. е. свалилась набок, – говорится в документах ГАТО. – Немцы, которые сидели в автомашине, все попадали, в то же время к ним подъехали еще несколько автомашин, а мы отползли в сторону и скрылись. Поздно ночью, отойдя километров 12, мы зашли в одну деревню, название которой мы не помним. Встретив женщину, спросили у нее, где можно переночевать, последняя указала на общественный дом, где находился один сторож. Часа в 2 ночи к нам зашли 3 женщины и стали спрашивать, зачем мы сюда пришли (они очень боялись того, что мы пришли поджигать деревню). Мы им ответили, что дезертиры. Они нам предложили есть. У этих женщин мы узнали о том, что в деревне располагаются до 60 немцев». А через несколько минут в дверь стали стучаться оккупанты – до 10 немцев. Тогда партизаны решили выбираться из дома через окно. Когда сторож открыл дверь, наши патриоты выбили раму и выскочили в окно. «2 немцев, стоящих около двери, мы убили из нагана и скрылись. В этой панике они беспорядочно стали стрелять, но безуспешно. Всю ночь и полдня мы шли по направлению к Туле и 23.12.1941 г. прибыли в Тулу», – сказано в отчете партизанской группы.

 

«Просьба проверить его силами абвергруппы»

И если уж заговорили о партизанах, то хотим представить вашему вниманию недавно переведенный документ из немецкого архива. 14 ноября 1941 года. В этот день начальнику отделения контрразведки отдела разведки и контрразведки штаба 2-й танковой армии сообщили: «Из Щекино (20 км южнее Тулы) препровождается рабочий Иван Иванович Паносов. Поскольку имеется подозрение, что Паносов был придан одному из партизанских отрядов и предполагается, что о нем может дать еще больше показаний, просьба проверить его силами абвергруппы». А вот перед нами еще один документ от 13.11.1941 г. Это протокол допроса неким зондерфюрером того самого Паносова. Тот сообщил, что 10 ноября он прибыл в расположение одного из подразделений 3-й танковой дивизии на основании соответствующих указаний со стороны назначенного немцами бургомистра.

О себе поведал следующее: родился в 1904-м в Ростове-на-Дону; ходил в школу в течение 4 лет в Богодухове под Свердловском; трудился горнорабочим в Щекине, где проживает до сих пор. «Данные сведения частично противоречат данным из его паспорта, согласно которому он родился в Богодор Свердловского района Курской области, но не будто бы в Ростове-на-Дону, как он сообщил, – уточняется в протоколе допроса. – Согласно своим показаниям Паносов является кандидатом в члены коммунистической партии. С его слов, 22 октября его призвали в один из отделов кад­ров коммунистической партии в Туле, имеющий в своем составе 15 человек и якобы находящийся в распоряжении 26-й армии. Переодетые в гражданскую одежду, вооруженные автоматическими винтовками и под командованием 2 офицеров, они 25.10.1941 г. выехали на грузовом автомобиле в Чернь, где в завязавшемся бою отдел был частично уничтожен. Остатки, в том числе и он сам, выехали в Ефремов и оттуда в Узловую, где сдали свое оружие железнодорожной милиции. Согласно его показаниям там их распустили и дали указания по­оди­ноч­ке пробиваться в Тулу. Паносов утверждает, что о поставленных отделу задачах ему ничего неизвестно. С его слов, он больше никого из призванных в отдел не знает, а также про их местонахождение. Имеется подозрение, что Паносов был придан одному из партизанских отрядов». Как же сложилась судьба Ивана Паносова? Увы, ответа на этот вопрос пока у нас нет. Может, он отыщется в других документах противника?

 

Как погиб подполковник Волков

А вы знали, что в Тульской области осенью 1942-го погиб начальник разведотдела штаба 5-й танковой армии подполковник Николай Волков? Как это произошло?

Подполковник Волков 5 сентября ехал на легковом автомобиле «Виллис» из расположения штаба 5-й танковой армии (г. Тула) по служебным надобностям по Одоевскому шоссе, на 10-м км юго-западнее Тулы внезапно спустил баллон заднего левого колеса – и в результате машина перевернулась. Волков от полученных тяжелых травм умер: офицер в бессознательном состоянии был доставлен в контрольно-эвакуационный госпиталь № 1873. Там установили: смерть наступила в результате шока, множественных переломов ребер, закрытых повреждений органов грудной и брюшной полости. Труп забрали в воинскую часть. Предположительно похоронен в Туле на Всехсвятском кладбище.

Николай Николаевич Волков.

Родился 5 февраля 1902 г. в Вологодском районе Вологодской области (Ивановский сельсовет, колхоз «Туровчево» (правильно «Турбачево». – Прим. ред.). Призван в РККА в июне 1923 г. Член ВКП(б) с 1926 г. Жена Наталья Волкова проживала в г. Кунгур Молотовской области (ныне Пермский край).

Документы войны

В Черепетском районе находится большое количество немецких войск, особенно в Лихвине, деревнях Косолапово, Жерелино (Жеремино. – Прим. С. М.), Богданово и Васильевское. В оккупированных местах немецкими захватчиками всюду ведутся повальные грабежи, бесчинства и убийства. Так, в д. Кулешово у колхозника Антошечкина уничтожено 20 ульев пчел и взят мед. В д. Колонтаево у колхозника Косова А. 70 лет, у которого находятся 3 сына в Красной Армии, были изъяты все продукты (мука, крупа, картофель и др.). Косов стал называть их грабителями, немцы взяли его за бороду и подожгли ее. В пос. Ханино у врача Хариной взяли все продукты и вещи. В Черепетском районе идет жестокий террор, много расстреляно и повешено. В г. Лихвине повешен тов. «Ч» (Чекалин. – Прим. С. М.) в возрасте 18 лет, которого предал немцам Кокин Владимир Иванович, житель д. Посковарово (Песковатское. – Прим. С. М.) Черепетского района. На труп повесили винтовку, гранаты и доску с надписью «Заядлый партизан, так будет с каждым». Он висел 14 дней. А также с ним вместе был повешен капитан Красной Армии, шедший из окружения. В д. Аргуново Черепетского района немцами был взят председатель колхоза Илюхин, счетовод Васильев и в д. Богдановке были расстреляны (выданные односельчанами как активисты). В этой же деревне был выдан член ВКП(б), ранее работавший спецкором газеты «Коммунар», Генералов А. И., который был расстрелян в д. Богдановке. В пос. Черепеть находится штаб, который был подвергнут бомбардировке нашей авиацией, и по рассказам населения осколками бомб были оторваны ноги немецкому генералу. В местечке «Чехи», расположенном в Черепетском районе, за оказанное содействие партизанскому отряду Козельского района был расстрелян аппарат лесничества с их рабочими и детьми в количестве до 30 человек. В пос. Ханино были расстреляны члены ВКП(б) Седов А. П., Климов С. И. и беспартийный Куненков И. Д. В г. Лихвине была собрана группа бойцов – 33 человека, шедших из окружения, все они были немцами расстреляны из пулемета. Из разведсводки УНКВД по Тульской области по состоянию на 22:00 от 5 декабря 1941 г.

 


 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий