Рекламный баннер.

Общество

16:55, 31 августа 2017

Авдотья Смирнова: мне хотелось показать Толстого иным, «выковырять» Льва Николаевича из рамы в школьном кабинете литературы...

Авдотья Смирнова: мне хотелось показать Толстого иным, «выковырять» Льва Николаевича из рамы в школьном кабинете литературы...
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Фильм «История одного назначения»,
который снимает Авдотья Смирнова в Ясной Поляне, – историческая драма, основанная на подлинных фактах биографии Льва Толстого. Сценарий написан самой Смирновой, соавторами стали писатель Павел Басинский, автор книг о Льве Толстом, и Анна Пармас – режиссер нескольких клипов группы «Ленинград».
Выход картины запланирован на 2018 год. Несмотря на то что проект не получил господдержку, команда Авдотьи смогла найти средства на запуск масштабного мероприятия, об этом она рассказала в соцсетях.
Бюджет составляет 114 миллионов рублей. В продюсерскую команду входят Сергей Сельянов, Игорь Прокопенко, Оксана Барковская и Анатолий Чубайс. Съемки будут проводиться в Ясной Поляне, в усадьбе Пирогово, а также в Санкт-Петербурге и недалеко от Пушкинских Гор.
 Х Х Х
Время съемок – середина XIX века, 1866 год
Крымская война 1853–1856 годов показала, что российская армия находится в плачевном состоянии: плохая подготовка солдат и офицеров, хаос в управлении, недостаток человеческих ресурсов. Чтобы вернуть доверие подданных, царь Александр II начал военную реформу. Последовали проверки воинских частей.
В 1866-м перед ревизией 65-го московского пехотного полка, расположенного в деревне Новая Колпна, писарь Василий Шибунин ударил по лицу ротного командира капитана Яцевича. По законам военного суда за это рядового ждала смертная казнь. От знакомого офицера Григория Колокольцева о деле узнал Лев Толстой. История эта настолько задела русского писателя, что он изъявил желание выступить адвокатом Шибунина в суде, однако защита проиграла, и рядовой был расстрелян.
Позже Толстой писал: «Случай этот имел на всю мою жизнь гораздо больше влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни: потеря или поправление состояния, успехи или неуспехи в литературе, даже потеря близких людей…»
Сюжет фильма строго документален и одобрен потомками писателя.
Начало съемок Дуня Смирнова анонсировала на своей странице в Fasebook: «История реальная. Она вся задокументирована. 1856 год. Толстому 38 лет. «Война и мир» пишется. Детей всего трое. Он помещик с большими стяжательскими планами. Однако Толстой – не основной герой фильма. Он – один из четырех. Главный герой – поручик Григорий Колокольцев, и картина – история его взросления. В фильме идет речь о чувстве долга, которое может погубить все иллюзии о том, как человек должен жить…»
 Х Х Х
Полгода назад, на творческой встрече в ДК «Ясная Поляна», сценарист и режиссер Авдотья Смирнова упомянула, что хочет создать фильм о Толстом и приехать для этого в музей-усадьбу писателя.
И вот – свершилось: возле дома писателя, у флигеля Кузминских, у конюшни разместилась всевозможная техника, палатки, а творческие и технические участники процесса прогуливаются по усадьбе. Дождь немного спутал карты киношникам, заставив беречь от воды и грязи камеры и костюмы: к месту съемок артистам приходилось идти, надевая на обувь бахилы и прикрывшись дождевиками, а дамы подбирали длинные подолы.
На вопрос, почему именно это время взято за основу сюжета, Авдотья Смирнова ответила:
– Я являюсь большой поклонницей трилогии Павла Басинского о Толстом. И когда читала вторую книгу – «Святой против Льва», то наткнулась на главу «Спасти рядового Шибунина», и эта история поразила! Даже продолжая читать книгу дальше, я возвращалась к этой главе. На пятый день, поняв, что залезаю туда и обратно, я подумала, что из этого сюжета можно сделать кино.
История эта поразила меня тем, что ее коллизия очень современна: она вневременная для России, где закон и справедливость почему-то вступают в вечный конфликт, между ними в нашей стране никак не получается создать прямую связь… А история рядового Шибунина – одна из тем, где как раз закон против справедливости. Кроме того, там есть тема «долг против милосердия», тема маленького человека, тема интеллигентских ошибок, в том числе – ошибка самого Льва Николаевича Толстого.
А еще мне очень хотелось показать Толстого иным. Большинство кинофильмов у нас посвящено последним годам жизни писателя, и он там показан старцем с бородой по пояс, в «толстовке». Но мы забываем, что он был и молодым, полным сил человеком, исполненным страстей, с огромным темпераментом. Поскольку я сама очень люблю Толстого, мне хотелось как-то «выковырять» Льва Николаевича из рамы в школьном кабинете литературы…
Кроме того, я очень люблю XIX век, а у нас, к сожалению, в школе его довольно часто плохо преподают, схематично и скучно… Я просто не могу читать темы сочинений по русской классике!
– Образ Печорина, образ Онегина…
– Да-да-да! Все это – ходульно, а XIX век – он же совсем рядом с нами, руку протяни – и окажешься в нем. Мне очень хочется предпринять попытку рассказать о людях позапрошлого века, как о наших современниках, попытаться увидеть их мотивировки, их поступки. Они могут быть нам ясны и вызывать у живущих в XXI столетии чувство сопереживания. Потому что… Ну потому что – это тоже мы! И вообще: я снимаю картину «про сегодня». Знаете, я давно для себя сформулировала, что ответ на вопрос «почему так?» звучит «потому что здесь», а не «потому что сегодня».
– Авдотья, скажите, атмосфера Ясной Поляны, Пирогова, где предстоит снимать, важна для вас?
– Безусловно, выбор места очень важен и по финансовым соображениям. Кино – штука дорогая, снимаем на частные деньги, бюджета сильно не хватает, но мы должны в него вписаться. И было бы лучше, чтобы у нас была всего одна экспедиция: к примеру, мы снимали роту в деревне Псковской области, и хорошо бы там найти подходящую усадьбу.
Но когда мы все это решали с исполнительным продюсером, я предложила: «Давай сначала съездим в Ясную, я тебе все покажу, а потом будет видно…» У этого места – совершенно уникальные и атмосфера, и микроклимат, и это имение отличается от всех других в России. Я знаю много музеев-усадеб, снимала в Спасском-Лутовинове, в Абрамцеве. Действительно, часть сохранившихся поместий между собой схожи, но только не Ясная!
Здесь отпечаток этой странной, ни на кого не похожей семьи лежит абсолютно на всем. Все семьи, конечно, не похожи друг на друга, все – странные и разные, но Толстые были действительно выдающейся семьей.
Я сознательно говорю «Толстые», потому что Софья Андреевна была совершенно выдающейся женщиной, потрясающе талантливым и ярким человеком… И это все, непостижимым образом, здесь видно: даже в ландшафте, в постройках, а кроме того, гения места никто не отменял, и дух места всегда помогает...
Знаете, когда выбирали натуру для съемок фильма «Два дня», нас с оператором Осадчим отвезли на дальнюю дачу Сталина, где есть огромный парк. Мы по нему походили-походили, и я Максиму говорю: «Ну понятно, что снимать здесь нельзя…» На что тот ответил: «Конечно, здесь можно только одно – спиться…» Я не могу объяснить… Может, оттого что там все заасфальтировано, а парк посажен таким образом, что ты понимаешь: за каждым деревом должен был стоять особист, и так далее… Короче – оттуда мы уехали совершенно раздавленные.
В Ясной Поляне абсолютно все наоборот: сюда приезжаешь и дышишь по-другому, успокаиваешься, у тебя хорошее настроение – даже когда льет дождь, который нам так мешает!..
– Как вам удалось получить разрешение на проведение съемок в музее-усадьбе «Ясная Поляна»?
– Вообще получить такое разрешение очень сложно, но у меня, слава богу, сложился на сегодняшний день «позитивный анамнез», поскольку я уже четвертую картину снимаю в музее. А всякое профессиональное сообщество достаточно тесно, сведения там расходятся быстро. И репутация группы, с которой я работаю, известна: высокие профессионалы, люди, понимающие, что такое музей.
Так что у меня с музейным сообществом хорошие отношения, а Ясная Поляна – вообще стать особая, потому что Екатерина Александровна и Владимир Ильич Толстые – мои друзья. Владимира Ильича я знаю со своих шестнадцати лет, мы познакомились, когда я еще в школе училась.
И Володя с Катей радушно, любезно и страшно «помогательно» к нам отнеслись: нас тут всячески опекают и терпят все это безобразие, благожелательно относятся. Вы же видите: дожди, все развезло, а группа большая, и мы все переживаем, что натопчем или что-то не так и не там поставим… Всячески стараемся «беречь фэншуй», что называется… Вы же видите: здоровенные наши мужики курят, и мы все ходим, подбираем окурки – чтобы не дай бог!..
– Какая сцена снимается сегодня?
– Несколько, из разных частей сценария, в том числе – из финала.
– Как нашли актера на роль Льва Николаевича? Важно ли для вас портретное сходство?
– Да, важно. Но когда я искала артиста, думала о том, что если еще и внешняя похожесть, это будет редкостная удача, сбудется практически невозможное. Главным образом, обращала внимание на то, чтобы человек был талантливым, мог справиться с этим характером.
Но так повезло, что артист «Гоголь-центра» Евгений Харитонов еще и похож на Толстого. Я, когда только увидела его в спектакле «Обыкновенная история», где он играет три маленькие эпизодические роли, совершенно обалдела: сходство невероятное. А когда стали делать пробы грима, у меня гримеры в обморок попадали: есть несколько фотографий Льва Николаевича, где они просто портретно совпадают – как будто мы делали пластический грим. Но мы его не делали, только наклеили бороду и парик. Теперь осталось справиться с ролью…
– На какой период рассчитаны съемки и когда появится возможность увидеть эту картину на экране?
 – В Ясной Поляне и Пирогове мы снимаем до 3 сентября, полностью съемки продлятся до 13 октября, а картина будет готова через год.
 Х Х Х
В сценах, которые снимаются в Ясной Поляне, заняты молодые актеры и уже известные – Анна Михалкова (в роли нигилистки), Алексей Макаров (Сергей Толстой), Игорь Золотовицкий (управляющий), Алексей Смирнов (Гриша Колокольцев).
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий