Общество

21:48, 04 декабря 2012

Автомобиль не роскошь, а средство выживания

Село Михайловское Куркинского района. В 5.30 утра женщина с семилетней дочкой садится в автобус, следующий до поселка Куркино. Тьма на улице кромешная, они уехали бы другим рейсом, если б он был… К тому же молодой маме надо обязательно успеть на рейс до Ефремова, который в 7.30 утра, один раз в неделю, в четверг.

Дочку необходимо показать лор-врачу, в Куркинской ЦРБ его нет. Зато есть схема маршрутизации, то есть перемещения пациентов по лечебным учреждениям. Согласно схеме ехать надо в Ефремов, что мама с девочкой и делают. Это еще хорошо, что ухо у дочки «застреляло» два дня назад, а, допустим, не в прошлый четверг вечером, тогда автобуса на Ефремов пришлось бы дожидаться целую неделю.
Уже через двадцать минут, то есть в 5 часов 50 минут, они выходят из автобуса в Куркине. И теперь им предстоит самое страшное: ждать ефремовского автобуса. За полтора часа на морозе к воспалению среднего уха может запросто присовокупиться пневмония. Ведь автостанция в поселке с 1 ноября закрыта ОАО «Тулавтотранс» в связи с нерентабельностью…
На обратном пути расписание будет аналогичным. И женщина из села Михайловское скажет вечером мужу: бери деньги на машину где хочешь, хоть укради. Ведь для отдаленной деревни автомобиль теперь совсем не роскошь, а средство выживания.

На нет и суда нет
В Куркинском районе самая низкая в области обеспеченность врачебными кадрами – 8,3 на 10 тысяч населения. Докторов должно быть 25, а их всего 9.
По мнению главного врача Куркинской больницы Татьяны Жечевой, спасти положение может только система распределения выпускников медицинских вузов. Из тех докторов, кто в больнице еще остался, большинство составляют пенсионеры, и Татьяна Анатольевна полагает, что если в самое ближайшее время не принять радикальных мер, то через несколько лет может случиться «кадровый апокалипсис».
Узких специалистов в ЦРБ нет вообще. Есть три участковых терапевта, один врач общего отделения (то есть тоже терапевт), два хирурга в поликлинике, один из них совмещает как узист, другой работает в качестве эндоскописта. Главный врач принимает как дерматолог, заместитель главного врача – как гинеколог. Это – все.
С 1 сентября, что весьма символично, в районном здравоохранении больше нет детских коек. В больничном стационаре всего одно отделение, называется оно «общее», там лечат больных терапевтического профиля – с гипертонией, язвой, пневмонией… В рамках программы модернизации открыто амбулаторное хирургическое отделение, гинекология существует в форме дневного стационара. Для всех остальных случаев действует маршрутизация, в подавляющем большинстве пациенты должны добираться до Ефремова, часть из них до Тулы. Как маршрутизация работает не на бумаге, а в реальной действительности, см. выше.
Когда схема прикрепления пациентов за определенными ЛПУ в региональном здравоохранении только разрабатывалась, все выглядело стройным и логичным. Работай транспорт так же, как несколько лет назад, оно таковым и осталось бы. Но этой осенью здравоохранение столкнулось с трудностями, которые сложно было предвидеть, а самое главное – их преодоление находится вне компетенции медицинского ведомства. Сколько ни доказывай «Тулавтотрансу», что больные не могут мерзнуть на улицах в ожидании автобусов, хозяйствующий субъект считает себя вправе решать самостоятельно: вешать ли на двери автостанций замки.
Ситуацию комментирует заместитель главы администрации МО Куркинский район по социальным вопросам Тамара Жувага:
– Автостанции закрыты в пяти поселках региона, сокращено и количество маршрутов. Это вывело проблему с получением медицинской помощи на совершенно иной уровень. Если у человека нет своего транспорта, у него практически нет доступа к тем лечебным учреждениям, к которым он прикреплен. Что ставит под вопрос наше право на мед­обслуживание в рамках обязательного медицинского страхования.
Верните Родине долги
С привлечением на работу новых специалистов центральной районной больнице никак не везет. Как рабочий поселок, Куркино не вошло на этот год в программу «Земский доктор», по которой переезжающему на село врачу государство выплачивает миллион рублей подъемных. Смешно сказать, что деревня Ясная Поляна, находясь едва ли не в черте города, получила право привлекать (и привлекла аж пятерых!) докторов заветным миллионом. А поселки истинной глубинки, такие как Куркино или Теплое, – нет. С 2013 года, правда, положение исправится, программа «Земский доктор» распространит свои блага и на них. В Куркинской ЦРБ по этому поводу праздник: в будущем сентябре вернется в родные пенаты Сергей Костионов, обучавшийся в мединституте ТулГу по губернаторской программе, и его уже включили в список получателей земского миллиона. Всего по губернаторской программе в тульском мед­институте грызут гранит науки семь человек, и всех их в районе ждут с нетерпением.
С теми, кто обучался в иных медицинских вузах по целевому набору, сложностей больше. Окончив Курский медвуз, молодой хирург вернулся на родину в прошлом году, отсидел в поликлинике на приеме три месяца и решительно удрал в областной центр. По трудовому законодательству его просто невозможно было задержать, несмотря ни на какие целевые наборы, разве что приковать кандалами к рабочему столу…
– Только я одна отдаю долг Родине, уже шесть лет после окончания учебы, – говорит хирург поликлиники Надежда Золотова. – У меня в поселке все – родители, муж, дети… Да и к работе, к коллективу привыкла, все устраивает.
С привлечением кадров по программе переселения соотечественников тоже повезло не Куркино – пока в ней всего пять территорий области. И тем не менее одного врача-соотечественника заполучить удалось: приехала из Казахстана терапевт Людмила Шахворостова. Усилиями местной администрации и департамента труда ее удалось втиснуть в программу, и скоро Людмила Михайловна получит российское гражданство. Как ни крути, а это – один из мотивов эмиграции в Россию граждан другой страны.
– Я училась в мединституте в Семипалатинске, работала в Павлодаре, – рассказывает Шахворостова. – В Куркино привезла с собой маму и брата с семьей – женой и тремя детьми. Муниципалитет сразу купил мне двухкомнатную квартиру, а брат приобрел часть дома. Обычно на получение гражданства уходит пять-шесть лет, а по программе переселения соотечественников его получаешь довольно быстро. Но я, как врач, вошла в программу, а мой брат – инженер – нет. Но все равно все складывается благополучно, ему удалось найти работу. В феврале родственники должны получить вид на жительство, и тогда мама будет наконец с пенсией, которую она не видела уже год.

Работаем
в сложившихся условиях
Заместитель главы муниципального образования Тамара Жувага считает, что работать надо в сложившихся условиях. Вопреки тому что муниципалитет не имеет права предоставлять жилье государственным учреждениям здравоохранения (а муниципальные ЛПУ уже год как стали таковыми), администрация района нашла выход из положения. Вот-вот будет подписано соглашение между муниципалитетом и министерством здравоохранения и социального развития, которое сделает предоставление жилья возможным. Это – одно из направлений районной программы обеспечения территории медицинскими кадрами.
– Когда мы пытаемся убедить выпускников медицинских вузов работать в нашем районе, плюсов несколько: жилье, миллион по программе «Земский доктор», который можно будет получать в следующем году. И очень интересные в историческом отношении места, тут же рядом Куликово поле, – рассказывает Тамара Вячеславовна. – Сама я здешняя, куркинская, для меня все с детства знакомо, а значит – любимо.
На вопрос, с руки ли ей получать медицинскую помощь по той схеме маршрутизации, которая существует для жителей района, Жувага отвечает честно. Что ездит для этого в Тулу, естественно, на машине. Там платно можно сделать все быстро и качественно. Другого выхода для себя, как для пациента, она пока не видит.
Екатерина ГАРБУЗОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Гость
05 декабря 2012
По-моему, нас истребляют. Причем весьма эффективно

Ранее на тему

Второй гражданский

04 декабря, 21:47

Жилищный переворот

04 декабря, 21:29