Общество

11:23, 13 августа 2018

Автомобиль со дна

 Сергей МИТРОФАНОВ

В Новомосковске в эти дни ведется подготовка к крупномасштабной глубоководной экспедиции по подъему автомобиля, затонувшего во время Великой Отечественной войны в Шатском водохранилище. Специально для энтузиастов-дайверов на одном из тульских предприятий уже создали плот-катамаран, предназначенный для извлечения со дна затонувших объектов.
Еще в мае этого года в ходе поисковой разведки в водоеме при помощи гидролокатора были обнаружены три любопытных объекта, достойных изучения аквалангистами.
– При первом погружении на глубине восьми метров я нашел стены каменного дома, попавшего под затопление в далеком 1932 году, – поделился дайвер Алексей Юлин. – Вторым объектом оказался паром от переправы или большой причал, оторванный ветром и затонувший в русле на глубине семи метров. А вот третий интересный объект – это советский грузовик. Предположительно, ГАЗ-АА (его называли полуторка, потому что мог везти груз весом 1,5 тонны). Лежит он на глубине 8 метров в 350 метрах от берега.
Видимость в воде – нулевая! По словам Алексея, он слышал про этот грузовик от старожилов много разных историй. При этом люди, когда говорили о месте гибели машины, почему-то показывали руками всегда в разные стороны. В итоге, как показали погружения, верное направление никто из «знатоков» так и не угадал. Может, потому что самих очевидцев уже в живых не осталось, а остальные новомосковцы только что-то слышали от родителей или дедов? А уж какие фантастические легенды ходят сейчас про груз, якобы перевозимый в кузове. Некоторые считают, что там лежало красное вино.
– Будем проверять. Уже скоро, – улыбается наш собеседник. – Если говорить о состоянии машины, то могу сказать следующее: «новомосковская полуторка» имеет целые деревянные борта и заднюю резину типа «гусматик» (это широко применявшаяся в военной технике в первой половине XX века колесная шина, наполненная эластичной массой). Передние колесные диски куда-то делись – значит, были сняты тогда, когда грузовик еще стоял на льду. В кабине есть ступица руля, педали, причем внутри все в разбитых стеклах. Стойки кабины и крышу из дерева буду поднимать отдельно.
Алексей говорит, что на дне вокруг машины много металлического мусора. Моторный отсек обследовать даже на ощупь не получается. Ясно одно – там много рваных острых металлических частей. Скорее всего, подтверждаются свидетельства жительницы деревни Васильевка о том, что машина в 1941-м двигалась по льду водохранилища и была расстреляна из пулемета немецкими оккупантами. В кабине на тот момент могли находиться лейтенант и водитель-рядовой. Они отстреливались, но погибли. Впоследствии бойцов предали земле в деревне Богдановка – это случилось уже после освобождения частями РККА Сталиногорска (ныне Новомосковск) от фашистов.
– Соответственно, автомобиль мог простоять на льду до весны 1942 года, и нужные в хозяйстве вещи могли быть за это время позаимствованы местными жителями, – рассуждает Юлин. – Еще интересно, что машина не утонула в иле, а стоит на твердом грунте, что очень облегчает процесс ее исследования и подъема.
«Тульские известия» будут следить за ходом экспедиции, о результатах которой мы расскажем в одном из ближайших номеров.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Дом молитвы

13 августа, 11:21

Успеть до сентября

13 августа, 11:17

На эту же тему