Общество

09:00, 08 августа 2014

Бегущие от войны

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Не было счастья, да несчастье помогло: кадровый дефицит государственных учреждений здравоохранения региона восполняют спасающиеся от войны украинские медики.
Уже 14 человек, среди которых врачи, медсестры, фельдшеры, оформляют документы о временном убежище, после чего можно будет приступать к работе. Начальника кадровой службы министерства здравоохранения Тульской области Николая Юрчика особенно вдохновляет, что среди беженцев есть представители по-настоящему дефицитных специальностей: участковые терапевты, рентгенологи, реаниматологи… Всего с просьбой о приюте и работе в министерство поступило более 30 обращений.
Глава регионального Минздрава Ольга Аванесян требует делать для каждого беженца все возможное и еще сверх того. Не только, конечно, чтобы закрыть дыры в штатных расписаниях больниц. А чисто по-человечески: если мы не поможем людям, попавшим в такую беду, грош нам всем цена…
Сюрприз
Когда главный врач Ефремовской районной больницы Наталья Кулешова вышла из отпуска, ее ждал сюрприз. Заявления о приеме на работу готова была написать семейная пара врачей: участковый терапевт Лариса Анатольевна и хирург-уролог Евгений Геннадиевич Джевлах. 18 июля они пересекли границу в Изварино, через пару дней были в Ефремове, и – о чудо! – в тот же день получили ключи от двухкомнатной квартиры из рук главы районной администрации Сергея Балтабаева.
– Тут получилось так, – начинает рассказывать Наталья Александровна. – Уходя в отпуск, я передала ключи от ведомственной «двушки» Сергею Григорьевичу, из нее как раз уволившийся доктор съехал. Говорю: мне врач-офтальмолог из Донецка позвонила, будет у нас работать, если без меня приедет, селите. А приехали муж с женой из Луганска, о которых я и знать не знала. Балтабаев им ту квартиру передал и правильно сделал, семейной паре всегда следует отдавать предпочтение: они гораздо реже, чем одиночки, увольняются, да и квартира-то на двоих только одна нужна… Но если донецкая офтальмолог все-таки приедет, мы и для нее жилье найдем. Врачи нам разные нужны, 30 вакансий в больнице.
Ефремовская РБ живет в условиях жесточайшего дефицита врачебных кадров. А главное – 70 процентов тех, кто имеется, уже пенсионного возраста. Когда они уйдут на заслуженный отдых, что будет?
Есть, правда, первые признаки того, что Москва наконец насытилась кадрами и даже может начаться их отток в провинцию. В Ефремовской РБ работает патологоанатомом москвич, который добирается на работу три часа. Говорит, в пределах мегаполиса люди часто тратят на дорогу больше. В сентябре опять же из Москвы в Ефремов планирует переселиться семья, которая значительно усилит районную онкологическую службу: он – онколог-гинеколог, она – онколог-маммолог. Украинские беженцы тоже весьма кстати, сколько их будет – столько Кулешова и примет. В районе, где местные власти дают медикам максимум преференций, это можно себе позволить.
Верните нам
наше «плохо»
Квартира врачей Джевлах уже не пуста: Сергей Балтабаев присовокупил к ключам набор мебели, которую привезли бесплатно прямо из магазина. Но кровать модных кремовых тонов пока застелена упаковочным целлофаном, окна без штор удивленно смотрят на еще не ставший родным город, а собранная накануне посудная горка зияет зеркальной пустотой… Из города Ровеньки Луганской области они вывезли лишь документы да личные вещи: когда уезжаешь всемером на одном автомобиле, много не увезешь…
– Мы думали, что при Януковиче плохо жили, – говорит Лариса Анатольевна, – но попробуй теперь верни это «плохо». Последние годы наша семья достигла как раз той степени благополучия, когда уже можно жить с удовольствием, ни о чем особенно не беспокоясь. «Трешка» с евроремонтом в центре города, рядом квартира сына, дочка в Харькове учится, машина, гараж, свободное время… Ездили отдыхать в Турцию, в Хорватию, были уверены, что все стабильно. Евгений почти восемнадцать лет отработал в горноспасательном отряде врачом на хорошей зарплате, ушел на пенсию рано. Пенсия плюс зарплата – золотое время… А беда пришла откуда не ждали.
В Ровеньках военных действий пока не было, но канонада в окрестностях практически не прекращалась. Война с самого начала как бы командовала Джевлахам: бегите! 2 мая они были в Одессе, и, когда говорят о событиях в Доме профсоюзов, взрослых закаленных профессией людей начинает бить нервная дрожь.
Гуляя по городу, они увидели толпу «правосеков», идущую громить Куликово поле. Им, как врачам, сразу стал ясен градус агрессии и того животного состояния идущих, которое они характеризуют как «абсолютную бесчеловечность». Тогда Лариса и Евгений просто шарахнулись в сторону – на счастье, в противоположную от Дома профсоюзов… На другой день, уже после всего, что случилось, они ходили туда, видели, как выносили обгоревшие тела и складывали на асфальт…
Потом их впечатлил первый авиаудар по обладминистрации Луганска. Евгений как раз возил маму на обследование в областную больницу. Тогда погибла их сокурсница Наташа Архипова, министр здравоохранения самопровозглашенной Луганской народной республики. Наташу разорвало на клочки, только по кофточке некоторые фрагменты узнали…
В Ровеньках комендантский час, вода два часа в день, свет эпизодически, ни зарплат, ни пенсий больше двух месяцев. Танки, БМП, как машины, по улицам ездят. Кругом до зубов вооруженные люди, и непонятно – свои, чужие?
Ровеньки недолго были прикрыты городами Антрацит, Свердловск, Краснодон, за которые шли бои. Однажды утром, выйдя на балкон, они увидели: летит самолет и наносит авиаудар по 71-й шахте, в небо тут же вздымаются клубы дыма, огня, обломков. Шахта всего в четырех километрах от их дома, туда не раз спускался Евгений оказывать медицинскую помощь рабочим. Эта команда «беги!» была для них последней…
– Вы не представляете, как трудно было отрываться от родного места, – говорит Евгений Джевлах. – Но по дороге в Изварино мы увидели войну во всем ее безобразии: разрушенные дома, разбитые снарядами автомобили, сожженная военная техника, мертвые тела, лежащие на солнце… Ефремов для ПМЖ выбрали, поскольку больница многопрофильная и потому что у Ларисы здесь живет брат.
Евгений наполовину грек, Лариса – белоруска, родной язык у обоих русский. Донбасс – территория многонациональная, потому что рубать уголек когда-то сюда съезжались комсомольцы со всего Союза. Этническими украинцами наши герои не только не являются, они никогда не стремились ими себя ощущать. Но за страну, где прожили полвека, переживают до слез. Нет у Украины будущего, с болью говорят Джевлахи.
Всех примем
Начальник кадровой службы регионального Минздрава Николай Юрчик сейчас больше всего озабочен тем, как помочь украинским беженцам быстрее оформить все бумаги, чтобы они могли чувствовать себя как дома. По его звонку супруги Джевлах вне очереди прошли положенные иностранным гражданам по закону медицинские обследования. Всем, кто обращается, министерство пишет ходатайство в Росздравнадзор об ускоренной нострификации – подтверждении документов об образовании. Идет работа с главами администраций в районах по вопросу предоставления жилья. Кроме Ефремова, готов вручить ключи от квартир врачам-украинцам Новомосковск. Очень кстати оказалась введенная в этом году мера поддержки медицинских работников – компенсация за найм жилья. Ею готов воспользоваться каждый беженец. Тем более что возвращаться им некуда…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему