Общество

20:25, 25 февраля 2013

Белый лист Веласкеса

Он говорил полтора часа, и ни разу шепот утомившихся людей не пробежал по залу. Худенький, подвижный, без строгого костюма и уж тем более галстука, обладающий скорее заурядным, нежели примечательным лицом. И все же подкупающий аудиторию – наивно-лукавой улыбкой, а главное, той свободой, с которой он говорил, соединенной с величайшей бережностью к слушателям. Именно таким предстал перед тульскими коллегами один из двух абсолютных победителей конкурса «Учитель года России-2012» Александр Демахин.
– Каждый учитель ставит перед собой свою задачу, – начал гость. – Для меня главное – воспитать свободного человека. Мне кажется, для нашего общества она сейчас очень актуальна – может быть, даже больше, чем для европейского, где традиция свободы личности насчитывает века. Но, к сожалению, для российской системы образования это вовсе не приоритетная задача… Когда я говорю «свободный человек», я имею в виду свободу мыслить и действовать. Свобода мысли заключается не в том, что я «думаю, что хочу», а в том, чтобы осмысливать сложные явления, иметь критический взгляд, выбирать нужный подход к проблеме. Точно так же свобода действий не подразумевает вседозволенности, она означает, что человек знает, зачем он что-то делает, находит нужный путь к цели, оценивает свои действия.
Поставленную задачу Александр выполняет через предмет, который преподает, – мировую художественную культуру. Заметим, что, по мнению некоторых ученых, все вышеупомянутые идеи лежат в основе новых государственных стандартов образования.
Свободный человек, по Демахину, это тот, кто видит связи всего со всем, скрепы, незримо соединяющие наш мир в единое целое, такие, как, например, та Рождественская звезда у Иосифа Бродского, которая «от других отличалась/ сильней, чем свеченьем, казавшимся лишним,/ способностью дальнего смешивать с ближним». Или как «Менины» Веласкеса: девочка-инфанта перед родителями, изображения которых мы видим в зеркале за спиной художника, пишущего их портрет. И разве все это происходит в XVII веке, раз ты, зритель, стоишь на месте короля и королевы и к тебе обращено лицо малышки? И не тебе ли Веласкес говорит белым листом бумаги, изображенным на некоторых его картинах: «Думаешь, перед тобой готовая работа? Нет, подпись здесь ставлю не я, а ты». Или разве потеряли актуальность полотна Антуана Ватто, писанные на рубеже XVII–XVIII веков, если через три столетия российские подростки по просьбе талантливого наставника готовы воссоздавать сюжеты и, главное, стилистику картин с помощью фотокамеры и «фотошопа»?..
За последние года три ничего подобного выступлению Демахина на тульских педагогических мастерских не происходило. Можно, конечно, ссылаться на щедрые природные дарования этого 27-летнего преподавателя гимназии из Сергиева Посада, выпускника знаменитого Лит­института, студента ГИТИСа, руководителя школьных театральной студии и кинокурса. Ссылаться и говорить, что его учительский метод – вещь уникальная, априори неприменимая другими. Однако некоторые из присутствующих потом признались, что во время презентации невольно начинали обдумывать, как бы использовать те же принципы в обучении своим предметам.
…Педагогические мастерские, по замыслу организаторов – Института повышения квалификации работников образования Тульской области, должны помогать учителям в подготовке к главному профессиональному конкурсу. Этому же, в идеале, будет способствовать практика, когда опытные педагоги становятся наставниками для молодых, – возродить ее после многолетнего перерыва планируют в ближайшее время.
Татьяна МОТОРИНА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Впереди – новоселье

25 февраля, 20:17

Кто самый бравый?

25 февраля, 19:57

Прощай, Тарзан!

22 февраля, 15:31

На эту же тему