Общество
15:42, 31 января 2013
Билет в один конец
«Вам надо уезжать отсюда», – в который уже раз сказала мать. Наталья заметила, что этот совет она повторяет все чаще. Из родного поселка в Киргизии с таким русским названием Ивановка отправлялись в неизвестное будущее многие – в одиночку и семьями. Чемодан-вокзал-Россия – эта избитая фраза определила решение Натальи Лукьяновой. С мужем и двумя детьми она оказалась за тысячи километров от родного дома. У семьи было два чемодана и пять тысяч рублей. Так начиналась новая жизнь…
Любовь к русской зиме
Пристанищем для Лукьяновых в Белеве стала съемная однокомнатная квартира. Пока здесь минимум мебели – только хозяйская. Но Наталья с гордостью говорит, что уже избавилась от депрессии, в которую вверг ее переезд на такую незнакомую историческую Родину.
Ее предки отправились в киргизские степи еще во времена императрицы Екатерины II. Ехали долго, на бричках. На новом месте осваивали огромные пустые пространства, не знавшие крестьянского труда.
– Своих предков я сумела проследить где-то до шестого колена, – рассказывает Лукьянова. – Почему они покинули Россию, что влекло их в далекую страну – узнать так и не удалось…
В Ивановке Наталья родилась, ходила в русскую школу. Здесь же, по соседству, жил Коля, с которым дружили с детства. А потом сыграли свадьбу. Молодая супруга успешно окончила лицей, получила специальность повара-кондитера и даже поступила в университет. В группе студентов из 25 человек лишь трое – русские.
– Но у меня всегда были хорошие отношения с киргизами, с некоторыми дружила, – вспоминает она.
Наверное, это произошло не сразу. Косые взгляды в сторону людей некиргизской национальности, потом – грубые пожелания «валить в свою Россию». Въезд в поселок украсился рекламным щитом: «Каждый гражданин республики должен говорить по-киргизски».
Наталья и ее муж, их родители, всю жизнь проработавшие на стройках, по-киргизски не говорили. Их брали только на низкооплачиваемую работу. Наталье пришлось бросить университет.
– Трудился на камнерезке, – вспоминает Николай Лукьянов. – Зарплата 10 тысяч сомов – в переводе на русские деньги чуть больше 5 тысяч рублей.
А в семье подрастали дети – Роман и младшая дочь Валерия.
– Мы узнали, что в русской школе, где учились с мужем, стало появляться все больше киргизских классов, часы нашего родного языка значительно сократились в пользу национального, – продолжает Наталья Лукьянова. – Я поняла, что должна подумать о будущем сына и дочери. Мои брат и сестра уехали несколько лет назад, сейчас живут и работают в Тульской области. Родители убеждали: надо отправляться в Россию.
Наталья и Николай еще некоторое время раздумывали. Нелегко было решиться бросить все, тем более что дети еще совсем маленькие: Ромке всего семь, ему идти в первый класс, Лерочке нет и трех лет.
Однако когда по поселку поползли слухи об исчезновении русских детей, а родители стали бояться отпускать своих чад гулять во дворе, сомнений не осталось.
Лукьяновы обратились в Посольство России в Киргизии и стали одними из многих участников «Программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Российскую Федерацию».
Им предложили переехать в Белев. Сначала было страшновато – в незнакомом городе они оказались совсем одни, без друзей и даже знакомых. Помогли в администрации района.
Пока устроиться на работу в Белеве удалось только Наталье – уборщицей в один из продуктовых магазинов.
Работа рядом с домом, удобный график и коллектив хороший. Женщина довольна.
Быстро решился вопрос и с устройством детей – Рома ходит в соседнюю школу, для Леры нашлось место в детском саду. Пока ищет работу глава семейства Николай.
Общительный сынишка Натальи уже привык к новому дому, нашел друзей в классе. Взрослым труднее.
Лукьяновы подали документы в миграционную службу. Участники программы переселения в упрощенном порядке получают гражданство РФ. Примерно через три месяца они станут полноценными россиянами.
– Сейчас я уже начала замечать красоту здешних мест, прелесть настоящей русской зимы, – продолжает Наталья Лукьянова. – Морозы здесь, хотя и крепкие, очень отличаются от наших, киргизских, которые тяжело переносить из-за высокой влажности. В свободное время езжу по святым местам, хочу побывать в Оптиной пустыни. Конечно, рада, что наша жизнь потихоньку налаживается. Хотя, наверное, буду хотеть домой всегда.
Назад дороги нет
Руслан Исхаков гостеприимно распахивает дверь своей комнаты в общежитии завода «Трансмаш». Теперь это дом – для него и четырнадцатилетнего сына. В далеком узбекском городе Навои остался семидесятилетний отец Руслана. Старики, как правило, не решаются на перемену мест.
Обычная история. Жила-была счастливая благополучная семья. Старший Исхаков всю жизнь трудился на стройках, его супруга – в парикмахерской.
– Окончил техникум, работал специалистом по охранным системам и сигнализации на горно-металлургическом комбинате, хорошо зарабатывал, – вспоминает Руслан. – Все изменилось в 2008 году, когда на предприятии начались проблемы – мы перестали получать зарплату. Жить было не на что.
В тот же год умерла мама Руслана. Существовать на пенсию отца семье было нелегко, да и не по-мужски это.
О программе переселения в республике знали все русскоязычные граждане. Нет, не из официальных СМИ – в Узбекистане практически не осталось газет и телепрограмм для наших соотечественников. Работало «сарафанное радио».
– Из Навои люди начали уезжать массово, – вспоминает Руслан. – Мы продержались до 2011 года. Потом я обратился в Посольство России. Ответ пришел очень быстро, через две недели. Начал собираться в Белев, где рабочие места были на заводе «Трансмаш».
Руслан считает – ему здесь очень повезло. Конечно, устроиться по специальности не удалось, но он был готов к переменам. Уже на заводе прошел обучение, сейчас работает машинистом пресса. Самое главное – есть крыша над головой.
– Уезжал налегке – вещи, квартира остались в Навои, – говорит он. – Здесь мне все дали – мебель, даже посуду. Помогли устроить сына в специализированный интернат для слабовидящих в Подмосковье. Начал жизнь с чистого листа.
Руслан признается – зарплата не очень большая, но их маленькая семья не голодает. Вот только навестить отца в ближайшее время вряд ли удастся – дорога обойдется слишком дорого.
Переселение народа
– Наше муниципальное образование два года подряд участвует в программе переселения и принимает соотечественников, – рассказывает начальник отдела организационной работы, труда и муниципальных услуг администрации Белевского района Елена Селуянова. – Приезжают, конечно, в основном из бывших советских республик – Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Украины.
Сначала граждане этих государств подают заявления в посольство, заполняют анкеты. Бланки размещены на сайте «Соотечественники» Федеральной миграционной службы РФ. Будущие участники должны представить сведения о себе и семье, если планируют переезжать все вместе. Профессии, опыт работы, желаемое место переселения. Из посольства эти документы направляются в администрации соответствующих регионов.
– Социальная поддержка, трудоустройство и обеспечение жильем наших соотечественников осуществляются в рамках региональных программ, – поясняет она. – В администрацию района анкеты приходят из департамента труда и занятости населения правительства Тульской области. Предварительно именно там их рассматривают и определяют, куда лучше направить участника программы. В администрации района создана рабочая группа совместно с представителями миграционного отдела и службы занятости. На заседаниях мы также принимаем решение по каждой анкете. За два года в наше муниципальное образование готовы были приехать 105 человек. Одобрено 60 анкет.
Поводом для отказа, по словам Елены Владимировны, может стать только отсутствие вакансий по специальности переселенца. Конечно, наиболее востребованны те, у кого есть рабочая профессия.
– Наш постоянный партнер по программе – завод «Трансмаш», – продолжает Елена Селуянова. – Берет на работу слесарей-ремонтников, электриков. Вакансии есть, ведь многие местные мужчины сейчас предпочитают работать в столице. Там, конечно, заработки выше. Но приезжающие согласны и на не очень большие зарплаты, главное – достаточно быстро получить гражданство. Устроиться на «Трансмаш» всегда есть желающие, там сотрудникам предоставляются места в семейном общежитии. Существуют вакансии и от небольших предприятий. В этих случаях вопрос с жильем переселенцам приходится решать самостоятельно, хотя мы, конечно, оказываем им помощь в поиске съемных квартир. Стараемся найти работу и для их супругов. Проблем с устройством детей переселенцев в школы и дошкольные учреждения в районе нет. В конце года все приехавшие получили единовременные выплаты, так называемые «подъемные» – 15 тысяч рублей главе семьи и по 5 тысяч на каждого из его домочадцев. Средства выделены из областного бюджета.
Готова принять на работу терапевтов и хирургов районная больница. Правда, за два года не нашлось ни одного желающего. Служебного жилья для врачей в Белеве нет.
В Тульской области в программе переселения пока участвуют только пять районов. В Арсеньевском, Алексинском, Кимовском, Ленинском муниципальных образованиях – целый список вакансий специалистов в школы, больницы, детские сады.
– Самое грустное, что часть приехавших, получив гражданство, увольняются с наших предприятий и вообще покидают Белев, – говорит Елена Селуянова. – Мы ведь надеемся, что новые кадры помогут поддержать экономику района и улучшить демографическую ситуацию, ведь чаще всего приезжают достаточно молодые люди – от 30 до 40 лет, с супругами и детьми.
Государственная программа по переселению соотечественников действует с 2006 года. За это время на историческую родину вернулись более 100 тысяч человек. И этот процесс продолжается. Правда, не в таком масштабе, как планировалось.
Елена КОРНИЛКОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
Любовь к русской зиме
Пристанищем для Лукьяновых в Белеве стала съемная однокомнатная квартира. Пока здесь минимум мебели – только хозяйская. Но Наталья с гордостью говорит, что уже избавилась от депрессии, в которую вверг ее переезд на такую незнакомую историческую Родину.
Ее предки отправились в киргизские степи еще во времена императрицы Екатерины II. Ехали долго, на бричках. На новом месте осваивали огромные пустые пространства, не знавшие крестьянского труда.
– Своих предков я сумела проследить где-то до шестого колена, – рассказывает Лукьянова. – Почему они покинули Россию, что влекло их в далекую страну – узнать так и не удалось…
В Ивановке Наталья родилась, ходила в русскую школу. Здесь же, по соседству, жил Коля, с которым дружили с детства. А потом сыграли свадьбу. Молодая супруга успешно окончила лицей, получила специальность повара-кондитера и даже поступила в университет. В группе студентов из 25 человек лишь трое – русские.
– Но у меня всегда были хорошие отношения с киргизами, с некоторыми дружила, – вспоминает она.
Наверное, это произошло не сразу. Косые взгляды в сторону людей некиргизской национальности, потом – грубые пожелания «валить в свою Россию». Въезд в поселок украсился рекламным щитом: «Каждый гражданин республики должен говорить по-киргизски».
Наталья и ее муж, их родители, всю жизнь проработавшие на стройках, по-киргизски не говорили. Их брали только на низкооплачиваемую работу. Наталье пришлось бросить университет.
– Трудился на камнерезке, – вспоминает Николай Лукьянов. – Зарплата 10 тысяч сомов – в переводе на русские деньги чуть больше 5 тысяч рублей.
А в семье подрастали дети – Роман и младшая дочь Валерия.
– Мы узнали, что в русской школе, где учились с мужем, стало появляться все больше киргизских классов, часы нашего родного языка значительно сократились в пользу национального, – продолжает Наталья Лукьянова. – Я поняла, что должна подумать о будущем сына и дочери. Мои брат и сестра уехали несколько лет назад, сейчас живут и работают в Тульской области. Родители убеждали: надо отправляться в Россию.
Наталья и Николай еще некоторое время раздумывали. Нелегко было решиться бросить все, тем более что дети еще совсем маленькие: Ромке всего семь, ему идти в первый класс, Лерочке нет и трех лет.
Однако когда по поселку поползли слухи об исчезновении русских детей, а родители стали бояться отпускать своих чад гулять во дворе, сомнений не осталось.
Лукьяновы обратились в Посольство России в Киргизии и стали одними из многих участников «Программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Российскую Федерацию».
Им предложили переехать в Белев. Сначала было страшновато – в незнакомом городе они оказались совсем одни, без друзей и даже знакомых. Помогли в администрации района.
Пока устроиться на работу в Белеве удалось только Наталье – уборщицей в один из продуктовых магазинов.
Работа рядом с домом, удобный график и коллектив хороший. Женщина довольна.
Быстро решился вопрос и с устройством детей – Рома ходит в соседнюю школу, для Леры нашлось место в детском саду. Пока ищет работу глава семейства Николай.
Общительный сынишка Натальи уже привык к новому дому, нашел друзей в классе. Взрослым труднее.
Лукьяновы подали документы в миграционную службу. Участники программы переселения в упрощенном порядке получают гражданство РФ. Примерно через три месяца они станут полноценными россиянами.
– Сейчас я уже начала замечать красоту здешних мест, прелесть настоящей русской зимы, – продолжает Наталья Лукьянова. – Морозы здесь, хотя и крепкие, очень отличаются от наших, киргизских, которые тяжело переносить из-за высокой влажности. В свободное время езжу по святым местам, хочу побывать в Оптиной пустыни. Конечно, рада, что наша жизнь потихоньку налаживается. Хотя, наверное, буду хотеть домой всегда.
Назад дороги нет
Руслан Исхаков гостеприимно распахивает дверь своей комнаты в общежитии завода «Трансмаш». Теперь это дом – для него и четырнадцатилетнего сына. В далеком узбекском городе Навои остался семидесятилетний отец Руслана. Старики, как правило, не решаются на перемену мест.
Обычная история. Жила-была счастливая благополучная семья. Старший Исхаков всю жизнь трудился на стройках, его супруга – в парикмахерской.
– Окончил техникум, работал специалистом по охранным системам и сигнализации на горно-металлургическом комбинате, хорошо зарабатывал, – вспоминает Руслан. – Все изменилось в 2008 году, когда на предприятии начались проблемы – мы перестали получать зарплату. Жить было не на что.
В тот же год умерла мама Руслана. Существовать на пенсию отца семье было нелегко, да и не по-мужски это.
О программе переселения в республике знали все русскоязычные граждане. Нет, не из официальных СМИ – в Узбекистане практически не осталось газет и телепрограмм для наших соотечественников. Работало «сарафанное радио».
– Из Навои люди начали уезжать массово, – вспоминает Руслан. – Мы продержались до 2011 года. Потом я обратился в Посольство России. Ответ пришел очень быстро, через две недели. Начал собираться в Белев, где рабочие места были на заводе «Трансмаш».
Руслан считает – ему здесь очень повезло. Конечно, устроиться по специальности не удалось, но он был готов к переменам. Уже на заводе прошел обучение, сейчас работает машинистом пресса. Самое главное – есть крыша над головой.
– Уезжал налегке – вещи, квартира остались в Навои, – говорит он. – Здесь мне все дали – мебель, даже посуду. Помогли устроить сына в специализированный интернат для слабовидящих в Подмосковье. Начал жизнь с чистого листа.
Руслан признается – зарплата не очень большая, но их маленькая семья не голодает. Вот только навестить отца в ближайшее время вряд ли удастся – дорога обойдется слишком дорого.
Переселение народа
– Наше муниципальное образование два года подряд участвует в программе переселения и принимает соотечественников, – рассказывает начальник отдела организационной работы, труда и муниципальных услуг администрации Белевского района Елена Селуянова. – Приезжают, конечно, в основном из бывших советских республик – Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Украины.
Сначала граждане этих государств подают заявления в посольство, заполняют анкеты. Бланки размещены на сайте «Соотечественники» Федеральной миграционной службы РФ. Будущие участники должны представить сведения о себе и семье, если планируют переезжать все вместе. Профессии, опыт работы, желаемое место переселения. Из посольства эти документы направляются в администрации соответствующих регионов.
– Социальная поддержка, трудоустройство и обеспечение жильем наших соотечественников осуществляются в рамках региональных программ, – поясняет она. – В администрацию района анкеты приходят из департамента труда и занятости населения правительства Тульской области. Предварительно именно там их рассматривают и определяют, куда лучше направить участника программы. В администрации района создана рабочая группа совместно с представителями миграционного отдела и службы занятости. На заседаниях мы также принимаем решение по каждой анкете. За два года в наше муниципальное образование готовы были приехать 105 человек. Одобрено 60 анкет.
Поводом для отказа, по словам Елены Владимировны, может стать только отсутствие вакансий по специальности переселенца. Конечно, наиболее востребованны те, у кого есть рабочая профессия.
– Наш постоянный партнер по программе – завод «Трансмаш», – продолжает Елена Селуянова. – Берет на работу слесарей-ремонтников, электриков. Вакансии есть, ведь многие местные мужчины сейчас предпочитают работать в столице. Там, конечно, заработки выше. Но приезжающие согласны и на не очень большие зарплаты, главное – достаточно быстро получить гражданство. Устроиться на «Трансмаш» всегда есть желающие, там сотрудникам предоставляются места в семейном общежитии. Существуют вакансии и от небольших предприятий. В этих случаях вопрос с жильем переселенцам приходится решать самостоятельно, хотя мы, конечно, оказываем им помощь в поиске съемных квартир. Стараемся найти работу и для их супругов. Проблем с устройством детей переселенцев в школы и дошкольные учреждения в районе нет. В конце года все приехавшие получили единовременные выплаты, так называемые «подъемные» – 15 тысяч рублей главе семьи и по 5 тысяч на каждого из его домочадцев. Средства выделены из областного бюджета.
Готова принять на работу терапевтов и хирургов районная больница. Правда, за два года не нашлось ни одного желающего. Служебного жилья для врачей в Белеве нет.
В Тульской области в программе переселения пока участвуют только пять районов. В Арсеньевском, Алексинском, Кимовском, Ленинском муниципальных образованиях – целый список вакансий специалистов в школы, больницы, детские сады.
– Самое грустное, что часть приехавших, получив гражданство, увольняются с наших предприятий и вообще покидают Белев, – говорит Елена Селуянова. – Мы ведь надеемся, что новые кадры помогут поддержать экономику района и улучшить демографическую ситуацию, ведь чаще всего приезжают достаточно молодые люди – от 30 до 40 лет, с супругами и детьми.
Государственная программа по переселению соотечественников действует с 2006 года. За это время на историческую родину вернулись более 100 тысяч человек. И этот процесс продолжается. Правда, не в таком масштабе, как планировалось.
Елена КОРНИЛКОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
Круговорот… собак в манеже
31 января, 15:41
Цирк зажигает
31 января, 15:39
Текущий вопрос
31 января, 15:32
Миграция – только по правилам
30 января, 19:44