Общество

00:00, 19 мая 2018

Благополучие неблагополучных

Людмила ИВАНОВА

Это была обычная семья. Женщина уже носила под сердцем второго ребенка, когда ее любимый мужчина сказал, что встретил другую и уходит. Как жить без него, она не знала. Не знала, как, сидя в декрете, платить за съемную квартиру, как тащить на себе двоих ребятишек, на что жить, кормить и поить. Она горевала несколько дней, но выхода так и не находилось. Становилось только хуже и хуже. И когда однажды ее первенец не на шутку раскричался, она в сердцах его ударила. А потом еще и еще...

Уже назавтра про этот случай трубили все газеты и телеканалы: «Женщина убила малолетнего ребенка!», «Органы опеки проспали беду!». Только разве это единственный случай, когда на наших глазах разворачивается трагедия, а мы продолжаем равнодушно от нее отворачиваться, даже не пытаясь звонить во все колокола? Ну или хотя бы в полицию?
Кто-то ухмыльнется: «Да что она сделает, эта полиция?» Да и стучать на соседей у нас не принято. И потемки это – чужая семья. Они-то помирятся, а ты окажешься крайним.
Впрочем, начальник подразделения по делам несовершеннолетних УМВД России по Тульской области Наталья Алексеевна Кашинцева думает иначе. Она уверена, что при желании, объединив усилия, обычные граждане вместе с полицией могут совсем немало.

Простое – не всегда правильное
– На сегодняшний день в Тульской области проживают 173 тысячи семей с детьми. На учете в числе неблагополучных стоят 1999 семей, 68 процентов из них злоупотребляют спиртными напитками. 25 представителей этих семей принимают наркотические вещества. 137 родителей имеют судимость, в том числе за преступления, совершенные в отношении детей. 44 человека уже лишались родительских прав в отношении старших детей. И более 300 человек лишаются родительских прав ежегодно. В области насчитывается 3800 детей, ставших сиротами или оставшихся без попечения родителей.
Таковы реалии, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам правоохранительных органов, представителям опеки, медикам и педагогам. Именно они стоят на переднем фронте обозначенной проблемы.
– По большому счету, имея на примете неблагополучную семью, проще всего было бы отобрать детей и устроить их в государственные учреждения, – говорит Наталья Алексеевна. – Однако перед нами стоит другая задача: сохранить семью, помочь матерям и отцам одуматься и наладить жизнь, понять свою ответственность за будущее ребенка. Сегодня в неблагополучных семьях воспитываются больше 3000 несовершеннолетних детей. И каждый год таких семей выявляется около тысячи. Но ведь немало и других, которые исправляются и снимаются с учета. Если три года назад таких было только 22 процента, то за прошлый год – уже 36.
На чем же основана эта положительная динамика? За приведенными цифрами кропотливая ежедневная работа: профилактика, раннее выявление опасных тенденций и откровенное неравнодушие к чужим проблемам. К примеру, в одном из райцентров депутат местного собрания взяла благополучие неблагополучных под личную ответственность. Сначала были подарки к празднику, потом познакомилась с семьей поближе, разговорила, убедила, помогла матери двоих детей трудоустроиться… Кстати, такую форму наставнической работы предложил губернатор области Алексей Дюмин.
Но как полицейских не хватит для того, чтобы контролировать каждую семью, так и депутатов – чтобы устраивать судьбу каждого заблудшего родителя. Конечно, есть еще медики и учителя. И любой из них, увидев синяк на теле ребенка или заметив, что ученик день ото дня приходит в слезах, должен выяснить, что стало причиной того или другого.
Вполне понятно, что ни одно дитя не может расти без шишек и ссадин, а плачут ребята и по киношным героям, и по погибшим хомячкам. Но на то и опыт, знания, образование и профессионализм взрослых людей, чтобы отличить истинное горе от житейской ситуации. Если же опасность вовремя не разглядят, то и эти люди окажутся подсудимыми – их обвинят в халатности.

Криминал или роковая беспечность?
– К сожалению, бывает и так, что трагедии происходят даже во вполне адекватных семьях, – говорит Наталья Алексеевна. – А виной тому – наша беспечность. Неосторожное поведение тоже имеет правовую оценку и является поводом для привлечения к ответственности. Хотите примеры? Ну вот, пожалуйста. Одна из мам пеленала ребенка на гладильной доске, на миг отвернулась, а малыш упал. Другая купала сынишку в ванне, вышла на минутку ответить на звонок, вернулась обратно, а там – беда. Третья посадила дочку на подоконник, а та облокотилась на москитную сетку и выпала из окна. Четвертая, зная о гиперактивности своего ребенка, пустила его на кухню, а на плите, на передней конфорке, кипела каша… Пять лет назад было зафиксировано 30 случаев неосторожного обращения, в прошлом году только восемь. Хотя и каждого из них могло и не быть. А потому наша смелая задача – достучаться до каждого родителя, чтобы искоренить неумышленные преступления…
Так получается, что дети – самая незащищенная часть общества. И беда с любым из них обычно трогает сердца взрослых. Когда же источником зла оказываются родители, негодование только усиливается.
В прошлом году отцы и матери 16 раз фигурировали в сводках преступлений против детей. В текущем году уже зафиксировано 9 фактов.
Не так давно в одном из районов области произошел вопиющий случай. Посторонние люди позвонили в полицию и рассказали, что за стеной уже больше суток плачет ребенок. Достучаться до хозяйки так и не получилось. Пришлось вызывать сотрудников МЧС. Дверь взломали, и оказалось, что малыш в комнате совсем один. Рядом – открыто окно и включен обогреватель. То, что ребенок не выпал на улицу и не обжегся, – просто чудо. А вот другого чуда пока не случилось – мама еще не объявилась. И малыша забрали в воспитательное учреждение.
Но что же толкает взрослых людей на такие поступки? Чаще всего – несостоятельность, потерянные возможности, отчаяние и агрессия, пробелы в воспитании, дурные примеры.

Родные опекуны
И все-таки даже ужасные поступки – еще не повод разрушать семью. Во всяком случае, по мнению специалистов.
Многие мамы и папы, придя в себя, берутся за голову, просят прощения. Даже лишенные родительских прав на старшего ребенка, они снова рожают и растят другого вполне миролюбиво. В прошлом году отмечено четыре случая, когда родители восстановили права и вернули детей. Если писать совсем откровенно, это не так уж много, учитывая, что обратный процесс намного легче, чем процедура лишения. Но тут хватает и своих нюансов: забранные дети уже подросли, многих из них давно усыновили, а кровные матери и отцы могли обрести других супругов, которым чада от прежнего брака вовсе не нужны. Но это совсем другая история, мы же вернемся к нерадивым родителям.
В настоящее время готовится федеральный закон, нацеленный на сохранение семьи и защищающий детей. Речь идет о временной опеке со стороны родных. Если раньше не было возможности отдать ребенка тете или бабушке, то в скором будущем она появится. Изымать малыша никто не станет, его не отправят в детский дом, а рядом с ним останутся те, к кому он привык.
Но это не значит, что горе-роди­те­ли, преступившие закон, останутся безнаказанными. Ну а чтобы криминальная статистика не полнилась случаями семейных трагедий, нужно не отворачиваться от чужой беды – и тем, кто в погонах, и тем, кто при власти, и каждому из нас.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий