Общество

09:00, 01 апреля 2016

Большие победы начинаются с малого

 Людмила ИВАНОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Война взяла у него взаймы четыре дня. В марте 1943 года, когда Алексея Швецова призвали в армию, работник военкомата записал датой его рождения 20 марта 1926 года, хотя парнишка родился 24-го. Так и воевал, живя авансом: прошел подготовку, командовал отделением артиллерийской разведки, бился с немцами…
Реальную запись ему вернули уже после Победы.

Вслед за предками
Как оказалось, армейская арифметика не была ошибкой. Сотрудник комиссариата, получив распоряжение о призыве на службу по состоянию на 20 марта, изменил цифры «для ровного счета». А спустя годы Алексей Андреевич узнал, что подобная история произошла не только с ним…
Сегодня Алексей Андреевич – полковник в отставке, кавалер орденов Отечественной войны, Красной Звезды, Полярной Звезды, а также медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги». Он рано попробовал войну на вкус, но еще раньше познал, что такое сиротская доля и крестьянский труд. Свою родословную Алексей Швецов ведет от кубанских казаков. Станица Удобная, в которой он появился на свет, была основана для укрепления южных рубежей России. В восемь, после смерти отца, уже трудился пастушком, прицепщиком в тракторной бригаде, а потом и трактористом, управляя СТЗ и «Универсалом». В неполных семнадцать лет надел гимнастерку. В армию ушел по повестке и остался там на всю жизнь, отдав службе 42 года, вслед за предками выбрав своей целью служение Отечеству.

Интеллигентная разведка
Артиллерийскую разведку, в которой воевал Алексей Андреевич, в шутку называли интеллигентной: редко где еще на фронте солдаты сталкивались с таким количеством умных приборов с мудреными названиями: стерео­труба, буссоль, дальномер. Меж тем  рекогносцировка – это самые настоящие уши и глаза армии. Перед разведчиками ставились задачи засекать координаты артиллерийских и минометных батарей, пунктов управления, предугадывать возможные действия гитлеровцев. Иногда, чтобы выполнить приказ, приходилось выбираться на нейтральную полосу и вызывать огонь на себя…
Великую Победу сержант Швецов встретил на Курляндском полуострове, где в районе Лиепаи было блокировано около сорока немецких дивизий. Ожесточенно сражаясь, они рвались к морю, на корабли, но советские войска не дали им воссоединиться с основными силами.
Латыши в те годы разделились на два непримиримых лагеря: одни стояли за победу советского оружия, а другие сочувствовали немцам. И все же большинство было «за наших». Местные жители встречали красноармейцев цветами, несли освободителям молоко и краюхи хлеба.
Немецкий солдат в то время отличался от того, который начинал войну, в Латвии же вообще воевали почти одни мальчишки из гитлерюгенда. А вот латышские каратели зверствовали вовсю. Особой жестокостью отличались управители городов и хуторов, перешедшие на сторону врага еще в 1940 году. Освобождая очередной населенный пункт, советские солдаты не раз находили свежие могилы тех, кто не принял фашистский режим…

Династия в десять тысяч военных
Алексей Андреевич вернулся с фронта сержантом, а через три года, окончив Ленинградское военно-политическое училище, надел лейтенантские погоны. В новеньком кителе, с золотыми звездами на плечах пришел свататься к будущей жене – Анне Алексеевне, которую знал практически с детства, и та не устояла перед бравым офицером…
Профессиональный военный, Алексей Андреевич никогда не принадлежал самому себе и был там, куда направляло командование. В итоге его сын сменил школу восемь раз, дочь – шесть, но с переездом из одного гарнизона в другой они не растеряли знаний и после выпускных экзаменов запросто поступили в тульский политех. А все потому, что характером вышли в отца –  настойчивого и требовательного. В первую очередь к себе. А от мамы им достались великое терпение и обаяние…
Алексей Швецов воспитал целую династию военных: сын и внук пошли по его стопам и стали преподавателями в артучилище – сперва тульском, а теперь пензенском. Сам ветеран Великой Отечественной, будучи заместителем начальника бывшего ТВАИУ по политической части и начальником политотдела, выпустил более десяти тысяч курсантов.
Но гораздо раньше была служба в Московском военном округе, в Группе советских войск в Германии, в Забайкальском военном округе. Поэтому и массовое антиправительственное берлинское восстание 1953 года, и самый опасный в истории советско-китайских отношений пограничный инцидент в районе острова Даманский, едва не переросший в вооруженный межгосударственный конфликт, прямехонько прошли через судьбу ветерана. А, к примеру, памятный полет американского разведчика Пауэрса стал поводом, чтобы Швецова перевели в Смоленск для освоения новой техники, с помощью которой был сбит незваный гость.
Рассказывая о каждом из этих событий, Алексей Андреевич говорит об огромной и действенной работе политруков, которой сейчас явно не хватает не только в армии, но и на гражданке. Радуется, что в Туле с подачи врио губернатора Алексея Дюмина развернулось движение за возрождение Суворовского училища. Вспоминает добрым словом, как в пять лет, следуя вековым казачьим традициям, сел на коня; как сдавал в школе нормы ГТО и «ворошиловского стрелка»… Девяностолетний фронтовик уверен, что большие победы начинаются с малого – с побед над самим собой.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий