Общество

19:18, 13 апреля 2016

Букет из чернобыльника

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Дачники знают, что чернобыльник – трудновыводимый сорняк. Если эта горькая, оставляющая на руках седой след полынь завелась на участке, выпалывать придется с особым упорством, иначе забьет все. Точно так же ведут себя и болезни, которые спровоцировала катастрофа на Чернобыльской АЭС: как ни лечи, они вновь пускают свои горькие всходы. У ликвидаторов последствий самой крупной в истории атомной аварии по 9–12 заболеваний – такой вот «букет из чернобыльника».

По статистике, в других территориях чернобыльского следа у ликвидаторов находят по 6–7 болезней. Это, слава богу, не означает, что совершавшие подвиг в Чернобыле туляки пострадали больше других. По признанию областной организации «Союз Чернобыль», их просто обследуют со всем тщанием. «Я только что вернулся с форума ликвидаторов из Москвы и могу сказать, что наша тульская диспансеризация признана лучшей в РФ», – сказал председатель союза Владимир Наумов на круглом столе в клинико-диагностическом центре.
На мероприятии поднимались самые злободневные вопросы оказания медицинской помощи гражданам, подвергшимся воздействию чернобыльской радиации. Специальный отдел, занимающийся их здоровьем, был создан в клинико-диагностическом центре ТОКБ в 1994 году, не остаются в стороне и учреждения здравоохранения по месту жительства.
Сейчас на диспансерном учете состоят 1395 ликвидаторов, около 400 детей, родившихся от них уже после аварии, и 71 внук. В ту же диспансерную группу входят эвакуированные из зоны отчуждения лица, ветераны подразделений особого риска, специалисты, принимавшие участие в ядерных испытаниях на полигонах Семипалатинска и Новой Земли, вдовы.
При проведении ежегодных профосмотров им делают определенный набор исследований. Это общеклинические анализы, анализ крови на сахар, ЭКГ, исследование функции внешнего дыхания, ультразвуковое исследование щитовидной железы, органов брюшной полости и почек, нейрометодики типа энцефалограммы, за которыми следует осмотр терапевта. В случае необходимости для уточнения диагноза или коррекции лечения терапевт вправе назначить любые дополнительные обследования, предусмотренные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
– Я хочу сразу сказать, что никакой отмены диспансеризации или уменьшения ее объема не будет, – заверила участников круглого стола заведующая отделом специализированной диспансеризации Ирина Тищенко. – Напротив, мы просим районные отделения «Союза Чернобыль» проводить разъяснительную работу среди ликвидаторов о необходимости регулярного медицинского наблюдения и лечения. В прошлом году на базе клинико-диагностического центра прошли осмотры 918 человек, это 63 процента всех ликвидаторов. Постоянно жалуется на отсутствие транспорта Кимовский район, там проживают 42 ликвидатора, а на диспансеризацию явились пятеро. Мало участвуют в медосмот­рах Суворовский район и даже город Донской. Это очень плохо: как мы можем помочь вам, если вы к нам вовремя не являетесь? 87 ликвидаторов состоят на учете в онкодиспансере. Уходят немногие, но это как раз благодаря вовремя предпринятым мерам. Дайте нам возможность помочь вам.
Председатель областного отделения «Союза Чернобыль» Владимир Наумов сказал, что возможности организации в этом отношении тоже ограничены и везде свои трудности. Например, в Суворовском районе чернобыльской ячейки вообще нет, в Кимовске она объединяет одних вдов. Но вдовы как раз всегда активны, за здоровьем следят аккуратнее ликвидаторов.
Большинство претензий к здравоохранению участников круглого стола касались обес­печения бесплатными лекарствами. Председатель Тульской городской организации «Союз Чернобыль» Владимир Павлов утверждал, что вообще не может отоварить свои льготные рецепты и уже махнул на эту затею рукой. Приходится покупать необходимые препараты за свой счет на 4–5 тысяч в месяц. Однажды Павлов, собрав все чеки, послал их вместе с жалобой в Минздрав РФ, и ему через Пенсионный фонд расходы возместили. Так постоянно делать, что ли?
Активистка из Новомосковска Наталья Годованная потребовала дать четкий алгоритм действий на тот случай, когда врач отказывает в выписке льготного рецепта, а препарат входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Заместитель главного врача Тульской детской областной клинической больницы Марина Кудинова пояснила, что врач обязан заменить отсутствующий препарат на аналог, а если он этого не хочет делать, надо требовать у врача письменный отказ.
Со всех сторон послышались возгласы, что уж если врач рецепт не дает, то письменный отказ от выписки этого рецепта он не даст ни в коем случае. Что было очень похоже на правду…
Владимир Наумов призвал не уходить в эмоции, а жаловаться конструктивно. Суть следует всегда выражать письменно, с регистрацией жалобы, с дублированием ее в «Союз Чернобыль». Когда информация накапливается, ее можно про­анализировать и заставить соответствующие инстанции принять меры. Только так можно навести порядок. Друг другу жаловаться тоже можно, но не рассчитывая на результат.
– Меня такой уровень круглого стола не устраивает, – сказал Владимир Николаевич. – Почему в нем не участвует сеть аптек «Фармация», которая занимается отпуском бесплатных препаратов? Руководству приглашение посылалось…
Вопросы диспансерного наблюдения детей упирались в отсутствие педиатрических кад­ров на местах. Марина Кудинова в случае проблем приглашала всех в областную детскую больницу, дала свой телефон, согласилась, что детских специалистов действительно очень мало, и не только в одной Тульской области…
– По большому счету, в этом вопросе наводить порядок в здравоохранении просто некому, – поддержал Кудинову Наумов. – Мы никак не добьемся, чтобы детям-инвалидам, получившим инвалидность вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, выдали удостоверения, где бы так и было написано. Вопрос об этом ставится на всех форумах – Объединенного народного фронта, «Единой России», Общественной палаты, но пока все без толку. Вы бы видели, кто сидит в Министерстве здравоохранения РФ! Я прихожу и ужасаюсь… Там врачей уже не встретишь. Сидят какие-то мальчики и девочки с экономическим образованием. Им говоришь, в чем проблема, а по глазам видишь, что тебя вообще не воспринимают…
Подводя итог, заведующая отделом специализированной диспансеризации Ирина Тищенко выразила надежду, что в этом году на осмотры явятся если не все ликвидаторы, то их подавляющее большинство. Ведь, по большому счету, каждый человек отвечает за свое здо­ровье сам.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий