Рекламный баннер.

Общество

09:00, 24 апреля 2015

Что делать, если ваша УК не получила лицензию

Что делать, если ваша УК  не получила лицензию
 Алексей ШЕРШНЕВ
 Геннадий ПОЛЯКОВ

После 1 мая управлять многоквартирными домами без лицензии на территории РФ запрещено. Таким образом рынок услуг ЖКХ должен очиститься от компаний, которые не готовы работать профессионально, качественно и открыто. В Тульской области ряд УК уже не смогли доказать свою эффективность.


Сразу несколько управляющих компаний не получили лицензию на осуществление деятельности. Среди них есть и тульские организации – ЗАО «Партнер», ЗАО «Градсервис», ЗАО «Хороший Дом» и ЗАО «Домоуправ», входящие в состав «УК-групп». В обслуживании этих УК находится 70–80 процентов домов областного центра, хотя, по словам знающих людей, в штате там числятся всего несколько человек, да и собственных технических служб они не имеют.
Кто-то может назвать эту ситуацию скандалом, но не стоит забывать, что жалобы туляков на работу управляющих компаний давно стали явлением привычным, хотя и ненормальным, конечно.
Например, за прошедший год в региональную общественную приемную председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева поступило 1299 обращений от жителей на коммунальную тему. При этом более 900 жалоб было связано именно с неэффективной работой УК, откровенно некачественной эксплуатацией и ремонтом жилья, проблемами водо- и теплоснабжения, благоустройством и содержанием дворовых территорий, качеством обслуживания.
Член исполкома АНО «Совет Домовых Комитетов», эксперт в области ЖКХ, советник-наставник регионального правительства Татьяна Комарова также отмечает, что особенно много нареканий по работе управкомпаний поступает от жителей Тулы.
– У меня на приемах люди очень часто жаловались и на «Партнер», и на «Градсервис», говорили не «Хороший дом», а «Нехороший дом», – рассказывает Татьяна Тихоновна. – Возможно, такой поток обращений был связан с тем, что в управлении этих коммунальных фирм слишком много домов, – тут я утверждать причины не берусь. Но претензии были самые разные и многочисленные. Чаще всего сетовали на то, что коммунальщики работы обещанные не выполняют, территорию не убирают. Мало того, даже договор от УК невозможно было получить или хотя бы проект договора, отчеты не выдавали по требованию собственников, а если такие документы жильцы и получали, то больше они походили на отписки.
Так что лицензионная комиссия всего лишь подтвердила: не все управляющие компании умеют работать, даже если они крупные.

Когда УК в тумане
Нередко и депутатам областной и городской дум приходится разбираться в жилищно-коммунальных распрях между квартиросъемщиками и УК. И проблемы эти, как правило, однообразны и связаны с нежеланием управкомпаний соблюдать элементарные требования законодательства и договорных отношений. И потому подавляющее большинство народных избранников идею лицензирования поддержали еще на этапе ее общественного обсуждения.
– Введение в законодательство требований о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами становится эффективной мерой защиты прав и интересов собственников жилья, – считает депутат Тульской гордумы Александр Головин. – Лично меня не удивило, что лицензирование не прошли некоторые управляющие компании, ведь на их деятельность ко мне, как к депутату, неоднократно поступали жалобы от жителей.
Справедливости ради необходимо сказать, что проблемы в работе УК в Туле в целом типичны для всей страны. Фактически во всех регионах находится немало организаций, которые не посчитали нужным обеспечить соответствие своей деятельности лицензионным требованиям, установленным Жилищным кодексом.
– В тульском ЖКХ сложилась практика туманного освещения деятельности управляющих организаций. ГЖИ при проверке столкнулась с формальным подходом к раскрытию информации: у большого количества компаний и отчетность не соответствует правилам, и замечания не устраняются, – говорит член лицензионной комиссии, депутат Тульской гордумы Владимир Тимаков. – Отчеты представляются по одинаковой схеме, независимо от типа дома, этажности, технического обеспечения. Людей просто водят за нос. Существует огромное количество нареканий по ОДН. Поэтому многие участники жилищного рынка получили замечания, которые обязали нас отказать в выдаче лицензий. Должен констатировать, что это справедливое возмездие, потому что коммерсанты в тульском ЖКХ привыкли жонглировать деньгами собственников, как им вздумается.

За честность и жесткий контроль
Впрочем, далеко не во всех случаях не получившие лицензии УК являются коварными нарушителями законодательства. Причиной для отказа мог стать и просто не должным образом оформленный пакет документов, поданный в комиссию, как это было в случае с ОАО «Фирма РЭМС».
– Мы не получили лицензию из-за недочетов, связанных с предоставлением документации на рассмотрение лицензионной комиссии, – говорит гендиректор компании Алиса Толкачева. – На данный момент все недостатки устранены, и управляющая компания подала заявление на повторное лицензирование. Мы уверены в справедливой и непредвзятой оценке нашей деятельности. И призываем туляков, чьи дома находятся на обслуживании у нашей фирмы, не беспокоиться. А также приглашаем к сотрудничеству новых собственников жилья.
Не нужно думать, что компаниям, получившим лицензии, теперь заботиться не о чем. Напротив, контроль за ними теперь усиливается многократно.
– Те УК, которые получат разрешительные документы, подпадут под более жесткий контроль: это уже другие статьи административных правонарушений и другие санкции, по ним предусмотренные, – пояснил глава областной Государственной жилищной инспекции Алексей Бирюлин. – Если сейчас административная ответственность обходится в несколько тысяч или десятков тысяч, то в рамках лицензионного контроля их размер увеличится до 150 тысяч рублей.
Кстати, сам подход к лицензированию выстроен так, чтобы оценка деятельности УК была на 100 процентов объективной. К примеру, Государственная жилищная инспекция проверила в каждой компании определенное законом число домов, провела мониторинг ситуации, связанной со стандартами раскрытия информации по ним. А ведь это главный показатель того, как компания работает. По сути, это то же самое, что и бухгалтерская отчетность: сколько с дома собрано денег, на что они потрачены, были ли замечания по обслуживанию дома, как они исправлены, как отражается в документах общая площадь дома (правильная площадь дома обязательна при расчете платы за ОДН).

Ни один дом брошен не будет

Впрочем, вполне объяснимо и волнение туляков, связанное с предстоящим переходным периодом, когда взамен лишенной лицензии УК нужно будет выбрать другую. Но на самом деле этот механизм прост: администрация района в течение 5 дней (в Туле c 30 апреля по 4 мая включительно) организует сход собственников по выбору новой обслуживающей организации. Если собрание не проведено или решение не принято, то в течение 30 дней проводится конкурс, до итогов которого здание передается на баланс лицензированной УК, как правило – муниципальной.
– Мы начали готовиться к этой ситуации с того момента, когда вышел федеральный закон о лицензировании, поэтому в Туле была создана муниципальная управляющая компания «Ремжилхоз», – заявил глава администрации областного центра Евгений Авилов. – Она сейчас уже работает и приняла на обслуживание дома, от которых еще ранее отказались некоторые УК. У нас нет задачи забрать весь жилой фонд под крыло муниципалитета. Конечно же, мы будем искать надежных партнеров, готовых честно, добросовестно оказывать услуги тулякам.
Если с судьбой жилых объектов все более или менее понятно, то у многих возникает резонный вопрос: что будет с выво­зом мусора? Оказалось, что и здесь городские власти предусмотрели «подстраховку».
– В тех микрорайонах, где лишенная лицензии частная УК сложит полномочия, ее функции по санитарной отчистке возьмет на себя одно из муниципальных предприятий. Так что за порядок на контейнерных площадках можно не беспокоиться, – пояснил начальник управления жизнеобес­печения и благоустройства Тулы Геннадий Анисимов.

Платить или не платить?
И, наконец, главный вопрос: что будет с квитанциями на оплату ЖКХ? Платить или не платить по тем бумагам, что положат в почтовые ящики в мае? Ответ однозначный: платить! Ведь их составляет областной Единый информационно-расчетный центр.
– В настоящее время расчетный центр контролирует порядка 80 процентов рынка, то есть платежные документы для основных управляющих компаний изготавливаем мы, – говорит генеральный директор ОАО «ОЕИРЦ» Евгений Юдин. – Сейчас в процессе смены УК квитанции будут рассчитываться и печататься строго по согласованию с Государственной жилищной инспекцией.
Деньги в любом случае никуда не пропадут: средства за воду, электричество, газ напрямую идут ресурсоснабжающим компаниям, плата за капремонт – на спецсчет. Муниципальная управляющая компания, которая какое-то время будет осуществлять обслуживание, работает тоже небезвозмездно. Так что нет разницы, получила ваша УК лицензию или нет: платежную дисциплину никто не отменял.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему