Общество

19:40, 03 октября 2016

«Что за комиссия, Создатель!»

«Что за комиссия, Создатель!»
 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Так может воскликнуть режиссер, отважившийся ставить классическое произведение. Длинноты, рассуждения, непонятные в век смс-сообщений, а уж сам текст!.. Словно на иностранном языке!

И уж совсем невероятной кажется попытка увлечь детей, молодежь тем, что было написано два века назад. Ведь современным зрителям понимание классических произведений дается все труднее.
Вот к примеру: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая, ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке» – школьнику средних классов XXI века в этом тексте будут ясны только предлоги.
Но в Тульском ТЮЗе режиссер Владимир Шинкарев представил вниманию юных зрителей «Горе от ума» – спектакль, получившийся легким, изящным – в духе времени написания произведения, – динамичным и очень красивым.
Главное, на что сделан акцент, это два конфликта – общественный и любовный, которые ярко, красочно описаны Грибоедовым.
И если первый менее понятен старшеклассникам, на которых рассчитан спектакль, то проблемы любовного треугольника Софья (Евгения Назарова) – Чацкий (Алексей Янько) – Молчалин (Евгений Кашин) им близки.
Все роли исполняют очень молодые актеры, что весьма кстати, поскольку в известных постановках столичных театров главные герои выглядят весьма солидно. А ведь Софье всего семнадцать, два ее кавалера – чуть старше, так что тюзовская публика сразу принимает их как своих ровесников.
В спектакле ТЮЗа участвуют профессиональные актеры и студенты Владимира Шинкарева из Тульского колледжа культуры и искусств. Не все они пока вполне овладели искусством декламации, и потому и без того заковыристый текст порой пропадает на выдохе и вдохе, но начинающие актеры стараются.
Профи справляются с поставленной режиссером задачей куда легче, но публике сложно понять, о чем толкует этот зануда (хоть и весьма красивый) Чацкий? Что имеет в виду Фамусов (Петр Зырянов), говоря «как станешь представлять к крестишку иль к местечку, ну как не порадеть…» и так далее, – это тарабарщина для тинейджеров.
Недаром вычеркнуты режиссером длинные монологи, к примеру – рассуждения про Максима Петровича, которому «на куртаге случилось оступиться».
Но уже то, что герои литературного произведения словно сошли со страниц и ожили – смеются и страдают, играют в мяч и размышляют, – поможет пришедшим на спектакль лучше их понять.
Эту комедию вот уже два века считают «картиной нравов», здесь ведется разговор о вечных проблемах и общечеловеческих ценностях.
И за двести лет ничего не изменилось, те же характеры, достоинства и недостатки. «Все белится Лукерья Львовна, все то же лжет Любовь Петровна» – эти строки из пьесы как напоминание о том, что такие же люди живут и сейчас, другими стали разве что одежда и средства передвижения и коммуникации. Но чувства те же, и на подмостках – абсолютно узнаваемые типажи.
А как прекрасен тот белый мир, что создан на сцене художником Татьяной Матус: шелковые занавеси и колонны, ажурная мебель, и над всем этим – сиреневые контуры старой Москвы.
И хорош прием у Фамусовых в доме, когда на сцене – 27 человек, это действительно светский раут. Горичи, Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий, Репетилов… Старейшая актриса театра Зинаида Леонтьева предстает здесь в роли графини-бабушки.
И каждому можно подобрать характеристику на современном языке: карьерист и конформист, бравый служака (роль Скалозуба играет Артем Васюков), влиятельный чиновник, старички – осколки прошлых времен, девушки на выданье. Ну, и главный герой – либерал и пламенный борец. Вот только за что он борется? Порицая крепостное право, тем не менее спокойно живет и путешествует за счет крестьян; не пресмыкается перед власть имущими, но в гости к ним ездит… Впрочем, здесь каждый судит, исходя из собственных взглядов.
Трогательно выглядит сцена, напоминающая о детстве Софьи и Чацкого, когда выбегают мальчик и девочка (тульские школьники Варя Зайцева и Костя Комков) и звучит берущая за душу музыка.
И таких лирических моментов в постановке Тульского ТЮЗа немало. Они и западут в душу юным зрителям, и, возможно, спустя время, кто-то из них захочет самостоятельно открыть «Горе от ума» и прочесть: «С утра уж на ногах – и я у ваших ног…»
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему